На неделе президент провел заседание Госсовета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения. Толстой. Воскресенье. Фрагмент выпуска от 30.06.2019
Со времен великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя две проблемы в России практически не претерпели изменений – дураки и дороги. Дураков, конечно, меньше, но они гораздо активнее и агрессивнее, а дороги по-прежнему плохие, но ремонтируются и перестраиваются. Именно борьбе с плохими дорогами как с более быстро решаемой проблемой и было посвящено на этой неделе заседание Госсовета. Качество и безопасность российских дорог даже были вынесены в отдельный нацпроект.
За это можно получить до пяти лет лишения свободы (статья 167-я Уголовного кодекса «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»), но у таких роликов миллионы просмотров, много лайков и одобрительных комментариев. И не потому, что хочется безнаказанно нарушать правила дорожного движения, а потому, что видят в этом некое торжество справедливости. Ведь камеры часто превращают в ловушки.
Камеры устанавливают частные компании, выигравшие государственный конкурс. Так что ничего личного, для них штраф – это бизнес.
«Ни одного контролирующего органа на сегодняшний момент, которые бы могли бы следить за установкой этих камер, просто нет. Частная фирма, которая получает 200, 300 рублей с каждого штрафа, вряд ли будет делать в ущерб себе. Вы понимаете, невозможно заставить работать пчел против меда», — сказал глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
В итоге камер много, а дороги безопаснее не становятся. Видеофиксация ради монетизации.
На это обратил внимание президент: «Цель их установки, уважаемые коллеги, – хочу, чтобы и здесь, в этом зале, я был услышан, и за периметром Кремля, чтобы те, кто этим занимается, знали и услышали, – цель их установки – снижение аварийности и травматизма на дорогах, сохранение жизни людей. Не нужно эти камеры, особенно на опасных участках, специально скрывать и прятать. В этом случае происходит прямая подмена смысла всех этих мероприятий – вместо того, чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф, а это не самоцель, это только средство достижения нужного нам результата. Прошу навести здесь порядок. Повторю: предупреждение ДТП – ключевая задача».
Не исключено, что скоро будет инициирован законопроект, по которому штрафы со скрытых камер будут признаны недействительными.
Тема Госсовета – «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По словам Владимира Путина, таких в стране становится больше, но все равно еще мало. Президент призывает «подсветить» проблему. В буквальном смысле. Порой дорога-то есть, но из-за отсутствия освещения ночью ее просто не видно. «Темень кромешная», — сказал Путин и предложил правительству и энергетикам разработать специальный тариф на электроэнергию для дорог.
Президент еще во время прямой линии подчеркнул, что о ситуации в стране судит не только по докладам министерств и ведомств.
«Я езжу по стране и смотрю, и даже, не побоюсь этого слова, я не боюсь этих выражений, даже через свежеокрашенную траву и скамейки видно, что происходит в реалиях на месте. Понимаете, видно. Поэтому я и дальше буду продолжать ездить», — заявил президент.
На заседании Госсовета говорили и о строительстве новых дорог, и о ремонте старых, о системе конкурсов и госзакупок, о правилах проезда грузовиков и о производстве битума — безопасность и качество дорог зависят от многих факторов.
«53% аварийных случаев происходит там, где есть проблема с дорожной разметкой. У нас, к сожалению, дорожная разметка не соответствует ГОСТ. Она повторяет судьбу листвы, за лето появляется, зимой опять пропадает. Цену пытаются понизить, а потом сделать максимально дешево и как-нибудь, и, соответственно, этот ГОСТ не выполняется, наносится разметка краской, и она исчезает», — говорит руководитель исполкома ОНФ Михаил Развозжаев.
Порой за сезон исчезает не только разметка, но и сам асфальт. Такое происходит при нарушении технологии. Дорожному рабочему на этом видео не помешало бы посетить мастер-класс по укладке асфальта, организованный для губернаторов накануне Госсовета в Подмосковье. Главы регионов сменили деловые костюмы на спецовки, а шариковые ручки и ноутбуки – на лопаты.
Все сами, от и до: песок, щебень, асфальт. Положить, разровнять, раскатать. Дорога в итоге получилась всего 200 метров, но это – начало большого пути, надеются губернаторы. Например, только в нынешнем году в стране должно быть сделано столько трасс и улиц, что этого асфальта хватило бы на 18 тысяч футбольных полей. Но все-таки главная угроза для людей на дорогах не ямы, а сами люди.
«Министерством подготовлены и внесены в правительство предложения по усилению ответственности водителей, находящихся в нетрезвом виде. Предлагаем конфискацию транспортных средств у водителей, задержанных за управление ими в пьяном виде. Автомобиль — это источник повышенной опасности», — отметил министр внутренних дел России Владимир Колокольцев.
«Порядка 70% ДТП со смертельным исходом происходит по вине водителей, которые нарушают скоростной режим, выезжают на встречную полосу, нарушают правила обгона. Поэтому мы предлагаем за нарушение скоростного режима предусмотреть ответственность вплоть до лишения водительских прав», — сказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Чтобы еще больше снизить уровень опасности от автомобиля, например, решено разработать законопроект, который позволит сервисам такси и каршеринга проверять водительские удостоверения и истории ДТП. Как ни парадоксально, но сейчас они, по сути, понятия не имеют, кого пускают за руль, человек может быть лишен права управления автомобилем и при этом работать таксистом.
В целом же на нацпроект, который должен сделать российские дороги более безопасными и качественными, будет выделено до 2024 года около 4,5 триллионов рублей. И контроль за тем, как и на что пойдут эти триллионы, будет жесткий.
«Понятно, что на все денег никогда не хватает, но если грамотно, правильно организована работа, то многих вещей можно избегать, совершенно очевидно. Знаете, смотрю иногда видеоматериалы, фотоматериалы, и возникает вопрос: "А губернатор там бывал когда-нибудь? Видел когда-нибудь эти объекты?" Многие из них нужно либо закрывать (и тогда обеспечить, чтобы люди могли пользоваться услугами образования и здравоохранения в близлежащих населенных пунктах: тогда и дороги нужны качественные, и автобусы, и так далее, ФАПы открывать), или отремонтировать. Многие вещи, уверяю вас, – я смотрел это, уверен абсолютно, сам в регионе работал, – не требуют больших усилий. Внимание нужно только, правильное планирование и своевременное реагирование на эти вопросы. Поэтому я, оттолкнувшись от темы дорожного строительства, в том числе и прежде всего в регионах, хотел бы обратить ваше внимание на эту проблему в целом», — сказал Владимир Путин.
Поворот в сторону личной ответственности за то, что происходит в регионе, вроде бы и не новый, но до сих пор не у всех губернаторов получается в него вписаться.