Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
АСИ указало на рост спроса на внутренний туризм у россиян на 10% за год
28 декабря 2024
Агентство стратегических инициатив отметило увеличение интереса к Арктике, Сибири и Дальнему Востоку.

МОСКВА, 27 декабря. /ТАСС/. Интерес к внутреннему туризму растет у россиян. Так, по сравнению с 2023 годом, спрос вырос на 10% - с 77% до 87%, говорится в исследовании о ключевых трендах в туризме и индустрии гостеприимства, подготовленном Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с группой компаний «Б1».

"В 2024 году сохранялся высокий интерес к внутреннему туризму: 87% россиян с удовольствием путешествовали по стране, что превысило показатель 2023 года (77%). <…> В 2025 году данный тренд может усилиться, что создает предпосылки для развития новых направлений и форматов отдыха внутри страны", - сказано в исследовании.

Кроме того, еще одним важным трендом в АСИ назвали открытие новых направлений и рост межрегиональных поездок. Так, например, значительно увеличился интерес к Арктике, Сибири и Дальнему Востоку. По данным исследования, число желающих посетить Дальний Восток выросло с 17% в прошлом году до 29% в этом. «В 2024 году путешествия на выходные в соседние регионы стали популярнее, причем 80% респондентов рассматривали такой формат отдыха. Этот тренд на мобильность, вероятно, продолжится в 2025 году», - отмечается в исследовании.

Другим важным направлением стало развитие транспортной инфраструктуры. Так, доля путешествующих на самолете с 2022 года выросла с 28% до 47%. Особую популярность приобрели и путешествия на автомобиле - 53% туристов, по данным исследования, остались довольны поездками на машине.

Активно в стране продолжает развиваться и экотуризм, а также инфраструктура особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Так, в 2024 году менее половины россиян (40%) имели опыт посещения ООПТ, хотя интерес к отдыху в заповедных местах остается высоким - на уровне 86%, что подчеркивает потенциал развития экотуризма в России. Кроме того, отдельным масштабным трендом в исследовании назвали развитие индустрии отдыха на природе - кемпинги, караванинг (путешествия в автодомах), походы, велопутешествия и приключенческий туризм. Всего в эту категорию можно выделить более 400 видов активностей.

Возрастает и интерес молодого поколения (25-35 лет) к оздоровительному отдыху. По данным исследования, аудитория российских санаториев становится гораздо моложе, а также в 2024 году еще больше вырос интерес людей к санаториям в своем или соседнем регионе. Благодаря возросшему интересу и сами туристические организации осваивают сберегающие здоровье и оздоровительные технологии.

Важные факторы при выборе путешествия для россиян

В исследовании также назвали несколько основных факторов, являющихся наиболее значимыми для путешественников в России. Ими стали лояльность и возвратность, планирование и самостоятельность (использование, например, онлайн-сервисов бронирования), а также фактор стоимости путешествий. Так, 90% респондентов обращали внимание на стоимость проживания и 91% - на транспортные расходы.

Важным для россиян также стал стандарт комфорта и разнообразия при путешествии с детьми, например, наличие семейных маршрутов. Для многих ключевой является и возможность путешествовать с домашними питомцами. По результатам исследования, только треть российских отелей готовы принимать гостей с питомцами, хотя спрос на такие номера продолжает расти.

Поддержка бизнеса

Результаты исследования показали, что информированность бизнеса о мерах государственной поддержки в 2024 выросла. Например, по сравнению с 2023 годом информированность о субсидиях выросла с 63% до 69%, а о льготных кредитах - с 28% до 44%. При этом исследование выявило разрыв между осведомленностью предпринимателей о мерах государственной поддержки и их практическим использованием. По данным АСИ, в следующем году ожидается рост числа предпринимателей, которые будут пользоваться господдержкой, что усилит конкуренцию и приведет к появлению новых качественных предложений для туристов.

Подготовка кадров

Однако ключевым барьером для развития отрасли остается неподготовленность кадров. «Подготовка квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям индустрии (включая гидов-переводчиков, экскурсоводов, инструкторов-проводников, специалистов по инклюзивному туризму и курортной медицине), станет одним из приоритетов», - говорится в исследовании АСИ. Например, планируется создание учебных центров, сочетающих образовательные пространства, практико-ориентированные площадки и учебные гостиницы.

Итоги исследования

Подводя итоги проведенного исследования в АСИ отметили, что «постепенно идет смена привычного»пассивного«способа отдыха на активный самостоятельный», что означает, что «все больше людей хотят быть не просто туристами, а путешественниками». Кроме того, людям стало интереснее узнавать про жителей регионов, которые они посещают, знакомиться с их бытом и традициями. «Внутренний туризм на подъеме, и цель турбизнеса -»утолить жажду путешествий«разных аудиторий», - заключили авторы исследования.

 https://tass.ru/ekonomika/22790065