«Никогда не говори "никогда". Это мое золотое правило. Будешь носить это "никогда" через два года точно. Похудеешь и будешь носить»
— Всем привет! Это Татьяна Геворкян и подкаст «Не лыком шиты». Сегодня говорим о смелости с действительно смелыми модницами: блогером-инфлюэнсером Катей Клэп и дизайнером Яной Бесфамильной. Привет!
— Привет!
— Начнем с того, что для вас настоящая смелость в моде?
— Мне кажется, это сочетание внутренней нужды и вдохновения. Когда тебе что-то нравится, ты горишь этим, но голос в голове или где-то рядом говорит, что это некрасиво, не круто, стремно и прочее, – это конфликт. Когда ты его можешь побороть, возможно, ты чувствуешь себя не до конца комфортно: ты знаешь эти голоса. Но ты взял эту вещь, надел, пошел в ней. Вот это смелость.
— Это чувство «не до конца комфортно», чувство легкого дискомфорта начинает приносить удовольствие. Выходишь в какой-то вещи, собираешь взгляды, не всегда поддерживающие, и получаешь удовольствие от того, что эти взгляды собрал. Ты их не боишься, ты их ищешь даже.
— Сегодня существуют правила в моде? Раньше, если ты вышел в зебре и в леопарде, это был прям моветон.
— Желтое золото, белое золото.
— Сумка должна сочетаться с обувью. Но это, мне кажется, прошлый век.
— Сейчас возвращается. Недавно на YouTube девушка: «Я только так люблю носить». В комментах все: «Боже! Это гениально!» Только от этого отошли, и опять это тренд, потому что у кого-то никогда этого не было.
— Да, это не правила, а тренды. Они отличаются от правил тем, что тренды в узкой субкультуре могут вариться, но при этом другая часть живет с совсем другими трендами. Они стали просто узкие, нишевые.
— Есть ли сегодня запреты в моде? Или какие-то правила, которые нельзя нарушать?
— Все, что связано с этикой производства и прочее. Это сейчас основное правило-тренд. Посмотрим, как будет развиваться.
— Но зависит от страны и общества. У нас, например, оно не так работает, как в той же Америке, где запретили мех. А у нас люди с удовольствием носят.
— То есть экологичность производства? Но все равно сложно говорить про нашу страну в контексте меха: у нас по-прежнему из-за климата мех продолжают носить. И, думаю, будут носить еще долго.
— И отстаивают свою позицию.
— Хотя появляются новые технологии, которые позволяют греться лучше, чем в меховых изделиях.
— И экологичнее.
— А для вас существуют запреты в моде? Что-то, чего вы никогда не сможете надеть, сочетать?
— Нет. Есть некоторые моменты, которые мне вдруг просто не нравятся, но я дизайнер, я и создаю тренды, и должна быть впереди этих трендов, но за общемировыми тенденциями все равно следую, чтобы продаваться, чтобы быть коммерческим... И на некоторые тенденции я смотрю и думаю: «Ну никогда! Почему опять эта низкая талия? Это ужас! Для моей фигуры это просто катастрофический кошмар!» И ничего. Сейчас делаю коллекцию с низкой талией. Никогда не говори «никогда». Это мое золотое правило. Будешь носить это «никогда» через два года точно. Похудеешь и будешь носить.
— Так и есть. У меня тоже были какие-то правила. Я давала интервью каким-то изданиям, меня спрашивали: «А что ты никогда не будешь носить?» И в начале 2000-х я говорила: «Ботфорты не буду». Да у меня их штук пять минимум сейчас в гардеробе!
— Я про брюки карго так говорила. «Карго ненавижу! Никогда! Вернется мода на карго – никогда!» И вот я в них сижу.
— Мне кажется, это тоже такой тренд. В 2000-х было модно Don't and Do's, эти заголовки в журналах, где писали о том, кто что ненавидит, а что обожает. Это просто было такое веяние. А сейчас все формируют, мне кажется, что-то вокруг своего комфорта. Тренды диктуют, к чему подходить, к чему возвращаться, но все более спокойно себя ощущают. Сейчас приятно не быть категоричным, принимать любую из сторон, анализировать, брать что-то, рассуждать. Наверное, пару лет я снимала ролик на YouTube. Это была дикая трендовость. Прям тренд! Все снимали «Я никогда не буду носить это». И по сей день мне пишут: «Катя, ты же говорила, что не будешь носить кресты». Я почти в каждом ролике говорю: «Ребята, я была неправа!» Я теперь готова носить все: и из бронзы, и с низкой посадкой что-то, и короткие шорты... Если мне хочется, если будет классный тренд, классное переосмысление, то это здорово! Никаких «нет» больше не говорю. Только «да». Всем «да». Иначе потом будут: «А как так? Ботфорты! Говорила же, что ужас! Что поменялось в тебе?»
«Может быть, дресс-коды придуманы для людей, у которых нет чутья уместности»
— Мне кажется, основное, что в нас поменялось со временем, – мы поняли, что одежда отражает нашу индивидуальность, настроение, нашу профессию, наш посыл миру и то, как мы хотим, чтобы нас воспринимали. Мы через свой внешний вид транслируем свое состояние.
— Настроение даже.
— Да. И вопрос в этом контексте: насколько актуален сегодня дресс-код, который нам по-прежнему пытаются на каких-то мероприятиях навязать?
— Я тоже задавалась этим вопросом. Когда я училась в школе, отменили сначала школьную жуткую форму, страшную, цвет детской неожиданности.
— Да, я помню этот счастливый момент.
— С черным фартуком. Просто ад! И не было ничего. Ходили как хотели. Это был кайф для меня. Я всю жизнь одевалась... Я учителей шокировала тем, что надевала джинсы наоборот, надевала часы на ногу. Раздражало их, бесило жутко, что я как-то так... Я самореализовывалась через одежду всегда. И потом ввели школьную форму снова. Купили самую дешевую ткань, сделали всем одинаковые серые жуткие пиджаки, одного размера на всех. Не индивидуально же шить каждому! У меня был огромный пиджак, и я с этим пыталась бороться. Я на него специально что-то проливала и говорила: «Я же не буду ходить в грязном!» А мне: «Ходи тогда в таком». В итоге я его как бы забыла, потеряла. И все. У меня всегда был такой вопрос: для чего, зачем облачаться в школьную форму? А сейчас я мама, у меня дочка ходит в школу, и у них школьная форма. И я несказанно довольна! А это же тоже дресс-код. Может быть, в каких-то формальных организациях его и стоит оставить. Но в целом, мне кажется, это зависит от ситуации. И еще о дресс-коде. Я очень люблю театр и люблю ходить на премьеры. У нас в городе проходят «Дягилевские сезоны». И как у нас стали люди одеваться на премьеры «Дягилевских сезонов»! Стала приезжать элита из Москвы, все подтянулись, это стало событием в городе, и это, конечно, праздник. У нас очень красивый театр. Заходишь – Курентзис, классическая музыка, люди в платьях в пол... Это великолепно! И потом приходишь не на Дягилевский фестиваль, а на какую-то тоже важную премьеру, но уже не федерального значения, и там люди в джинсах, футболках. То есть нет никакого дресс-кода. Тебя пустят в театр: нет на билетах прописанного дресс-кода. Но мне как потребителю хотелось бы, чтобы он был. Хотя, может, кто-то со мной поспорит: возможно, у человека есть желание прийти в театр и слушать прекрасную музыку, но при этом...
— Чувствовать себя удобно в кроссовках.
— Да. Он может быть с работы, ему не надо куда-то заезжать, не надо спешить, покупать костюм, который, возможно, ему не нужен. Но с другой стороны, как приятно, когда... Я визуал, и мне нравится, когда одно дополняет другое.
— Поддерживает атмосферу, настроение.
— Это вопрос культуры. Куда как уместно пойти. Например, как люди, которые приходят на деловую встречу в нелепых нарядах и этим, может быть, закрывают себе какие-то возможности. Не все понимают, что они хотят транслировать своим внешним видом. Существует вопрос уместности, культуры. Может быть, дресс-коды придуманы для людей, у которых нет этого чутья уместности, куда как можно одеться и как не надо. Может быть, для них дресс-код и уместен. Но меня задевает, когда на каких-то мероприятиях, на которые собираешься идти, прописан какой-то странный дресс-код. А у тебя нет сегодня настроения... Недавно в Москве было две вечеринки. Дресс-код – розовый и фуксия. Это идет не всем. Не все в этом себя чувствуют комфортно. И все мои самые модные друзья демонстративно пошли кто в черном, кто в белом, то есть в совершенно иных цветах, таким образом показывая свой бунт против того, что им пытаются навязать какой-то странный дресс-код, который им не соответствует.
— Последнее время реально модно стало делать даже частные вечеринки с определенным дресс-кодом: то в стиле стиляг, то еще кого-то.
— Когда тематический, это прикольно.
— Но не всем нравится. Я знаю людей, которые возмущаются: «Да сколько можно?! Я не могу на один раз купить наряд».
— «Это моя 500-я вечеринка в стиле...»
— Да! «Мне не нужны потом эти вещи. Я не беру в аренду, не ношу чужое, но покупать тоже не буду».
— То есть нарушать дресс-код – это тоже своего рода смелость и некий бунт. Да?
— Или все-таки это неприлично, если пришел на вечеринку и там есть дресс-код?
— Мне кажется, это скучно.
— Соответствовать?
— Именно...
— Катя, как ты поступаешь в таких ситуациях?
— Раньше мне казалось, что происходит какое-то событие, оно требует формальности: рубашечка, темные штанишки, чтобы не выделяться, балетки мягкие, а не туфли на вот таком каблуке. А со временем, особенно после ковидных мер и того, что мы долго сидели дома, когда стали появляться первые мероприятия, если я вижу дресс-код: «Наконец-то! Можно поиграться, нарядиться!» Понимаю, что у кого-то более бурная жизнь в плане мероприятий. И ты сыт этим по горло, особенно когда светская хроника обозревает и фотографирует, нужно кучу образов, желательно дорогих, менять. Это да. Но когда более лайтовая тусовка, где можно просто показать себя, здесь креатив уместен.
— Мне кажется, лучше прийти и немножко не дотянуть до уровня, чем перестараться и прийти overdressed.
— Тогда надо ногой выбивать дверь, как Рианна, и чувствовать: это мой праздник, сегодня у меня тут презентация! Но только так. Иначе это пипец.
«Жалко, что красивая женщина выбрала оболочку червя, где она была совершенно неузнаваема»
— А кого, кроме Рианны, можете назвать смелыми в плане одежды?
— Сейчас Бейонсе пришла на ум. У нее сейчас тур, и ее костюмы бесконечно в моей ленте все репостят. И я понимаю, что она использует моду как маркетинг, пиар-оружие. Они как бы идут впереди нее.
— Они порой даже впереди музыки.
— Да-да, есть такое мнение. И я даже с этим согласна. Мне не нравятся ее костюмы. Они чересчур театральные. Но их точно можно назвать смелыми. Хотя это опять же не про моду: они больше театральные. Вот Рианна 100% смелая.
— Доджи Кэт. Правда, она уже переела весь фэшн, видно, что она уже хочет ходить в джинсах, рисовать тонкие брови - и все, больше ничего не надо. Но за последние полгода-год она забрала нишу, которую до этого восхваляла Леди Гага, и смела все: и лысая, и в стразах...
— Подписалась на Доджи Кэт: она мне случайно вышла, когда у нее было 10 000 подписчиков. Она в костюме коровы танцевала, что-то делала. И она на моих глазах за пять лет превратилась в звезду.
— Как относитесь к совсем безбашенным входам? Например, Джаред Лето вышел в костюме кошечки Лагерфельда.
— Классно, мне понравилось. Молодец, я считаю. Использовал прям по полной.
— Но это настолько клишировано! Шупетт, по-моему, кошечка?
— Да.
— Это максимально выведенный мем для тех, кому за тридцать. Мне уже 30, я могу так шутить и говорить. Все, кто обсуждал, из более продвинутой молодежи, кому до тридцати, конечно, писали, что это скорее забавно, нежели какой-то шаг.
— Я это отчасти понимаю. Мемно.
— Мне кажется, это было с юмором.
— Да, но очень мемно.
— Он еще ходил с башкой кошки в руке.
— Это было мило, забавно, это все напечатали. Запоминающийся момент.
— Завирусилось. Он этого и добивался.
— Да, вирус-мем для Facebook.
— Но есть какие-то вещи за гранью. Знаете, что я вспомнила? Хайди Клум вышла в костюме червя. Это, по-моему, жесть.
— У нее же каждый год традиция. Она королева хеллоуинских костюмов. И она воспользовалась праздником, когда все могут показать грудку секси или какие-то трендовые темы, и нарядилась в червя. Кому еще это в голову взбредет? Это неэстетично, неприятно, и уровень продуманности костюма, то, как она в него залезала, грим – это профессионалы работали. Это настоящий киношный грим. Оно все двигалось.
— Задача всегда – вызвать восхищение. А тут – омерзение.
— Неважно. Задача любого блогера (а она блогер, очень активно ведет свои соцсети) – вызвать количество перепостов, создать вирус. Она этого добилась. Если это была задача, то она этого на 100% добилась.
— И красотка, которая прячется за...
— Да, жалко, что красивая женщина выбрала оболочку червя, где она была совершенно неузнаваема.
— Все равно все постили. «Хайди Клум». – «Где? Вот это?»
— «В каком месте это Хайди Клум?»
— А еще потому что все ждут. Она настолько планку задрала своими костюмами! Там кого только не было! Она в старую бабулю превращалась, в инопланетянку сумасшедшую. В кого только она не переодевалась! Планка настолько высока, я даже не знаю, что будет на следующий год.
— Я тоже. Прям боюсь этого хеллоуина. Все как раз вышли на мероприятие, будет круто.
— У нее большая задача – переплюнуть саму себя.
— Вот!
«Дизайнерам сложно быть смелыми, в отличие от тех, кто носит их одежду»
— Как вы думаете, кто из дизайнеров сегодня самый дерзкий?
— Как ни странно, даже не дерзкий, а смелый в плане моды для меня - Жакмюс. Когда я была начинающим дизайнером, была против трендов. Если я и гуглила, что будет модно, то только чтобы не повториться и этого не сделать. А когда ты уже не просто дизайнер, а у тебя бренд, тебе нужно продаваться, то тренды - это твои друзья. Ты смотришь, что в моде, в тренде, и адаптируешь под себя, используешь. А Жакмюс – ему как будто все равно. Он делает настолько в своей манере, настолько это легко, и это вообще не про тренды. Может быть модно карго, еще что-то, а у него это будет в своей манере, в очень легкой, сделано.
— Но при этом получается, что он транслирует новые тренды, которые потом все перенимают.
— Да. Через какую-то классику. Приятные силуэты, классические.
— Все про Balenciaga – он делает женственное, по фигуре. Все про объем – у него женственные суперплатья. Все про какую-то дрань – у него прованс, поля и романтика. Для меня это очень смело. Он идет в своем ключе. Я по-хорошему ему завидую, что у него есть такая возможность самовыражаться талантливо и при этом продаваться.
— Много таких дизайнеров сегодня?
— Я хотела сказать из банального, что это Демна. Генерируются мемы, контент в интернете, постоянные инфоповоды – все это говорит о том, что смело. Вплоть до того, что смелость уходит в сверхтеории и прочее. Действительно, есть смелость через лаконичность: я не требую лишнего или дополнительного внимания вспышками... А история с Демной через другое: куча всего, ты в интернете постоянно потребляешь контент, с этим связанный, и даже неважно, являешься ли ты потребителем. В первую очередь при словах «эпатаж» и «смелость» придет это любому, как и мне сейчас.
— Создать с брендом Balenciaga (а он ассоциировался с тем и другим) то, что он с ним сделал, – это, безусловно, был прыжок с 30-метровой высоты в холодную воду. Но сейчас он уже едет на рельсах. Смелым был первый прыжок. Парашют открылся, и он летит на нем, пока продажи чуть-чуть не упадут и его не выпрут оттуда.
— Но дизайнерам сложно быть смелыми, в отличие от тех, кто носит их одежду. В первую очередь, они должны транслировать какие-то свои ценности, которые близки покупателю. И дизайнер должен оставаться в разумных рамках. Недавно был скандал в рекламной компании с детскими фотографиями у...
— У Демны.
— Balenciaga.
— Да. И насколько репутационно подобные истории... Да, это смело, это всех шокировало. Но репутационно эта история не очень хорошая.
— То есть была поднята планка, смею предположить, какого-то черного пиара, а возможно, это куча случайных факторов, которые привели к тому, что случилось. Если отстраниться от всей истории, насколько это аморально, то до сих пор мы с вами вспоминаем, это огромный пиар. Вопрос в том, стали ли люди...
— Сработал ли он у них? Если они сами это сделали и запустили, то... Любой пиар делается, чтобы деньги получать. Получили ли они с этого деньги? Я читала, что нет.
— Мне кажется, что мы все-таки живем в эпоху, когда черный пиар в случае с личным брендом не работает. Он работает как раз в негативном плане.
— Сожгли сумки. Ну окей, купят следующие, если будет новая какая-нибудь модель, все классные блогеры запостят, кому-то подарят... Это даже хорошо. Эти сумки ушли, выкинули, все посжигали. Потом следующую выпустят, купят. А зачем копить? Нужно сбрасывать.
— Модный бунт, бессмысленный и беспощадный.
«Когда ты приходишь в винтажные магазины, ты приходишь все равно что в новый магазин Chanel»
— Эти бунты сейчас так сокращаются во времени. Когда были первые скандалы с H&M, Dolche&Gabbana с Китаем, это казалось: «Какой кошмар!» Начали магазины закрываться по всему Китаю, это как-то надолго больно по ним ударило. А сейчас, мне кажется, с момента этого скандала с Balenciaga, хотя все говорили: «Они перешли грань: дети... Детей трогать нельзя»... Мне кажется, уже через полгода состоялся показ, то есть все так быстро произошло. Сейчас столько информации, что люди просто не успевают рефлексировать.
— Репутация успевает восстановиться очень быстро.
— Ты можешь попробовать, а потом надо просто три месяца... Раньше надо было полгода молчать, как в случае с Мирой Думой и Ульяной Сергеенко, надо было на полгода уйти и молчать. А сейчас, мне кажется, два месяца достаточно помолчать – и все: «А, да? Balenciaga?» Такой большой информационный шум, что достаточно быстро забываются эти неприятные модные истории.
— И достучаться до людей стало сложнее. Но в то же время цена ошибки не так высока, потому что все, мне кажется, пропустят в этой череде картинок.
— Вот именно, потому что много всего.
— Не заметят и забудут.
— Мы заговорили про сумки, которые сжигаются напоказ, а ведь на самом деле сегодня мода на винтаж очень актуальна. И сейчас как раз в тенденции не сжигать, а холить и лелеять эту вещь, чтобы она досталась по наследству детям или, может быть, через ресейловую платформу перешла к новому пользователю. Вы как относитесь к моде на винтаж? Катя, я знаю, ты носишь очень много.
— Я очень люблю. Опять же, возвращаясь к школьным временам, это была единственная возможность показать свой креатив, потому что был рынок, где все одевались, еще парочка простых магазинов, где футболочку и трусики купил, – и все знают, откуда они, даже бирку не показывай. Секонды были единственным местом по возможностям и вариациям стилей, что было мне и остальным дано. Но кто-то этого себе не позволял: это было неэтично для них, как-то принижалось. Это значит, что у тебя нет денег, это одежда мертвых и прочее. Я втихушечку покупала, носила. И все не понимали, откуда у меня столько вещей. Очень здорово, что сейчас девушки меняют свое вот такое отношение: «Мне брезгливо, я не хочу носить, это чье-то». И они смотрят на вещь как на вложение, на возможность разделить чью-то историю и просто получать удовольствие от конкретной вещи сейчас.
— Но ты же не знаешь, какая история была у этой вещи.
— Какая разница! У меня тоже тысячи историй, однако же со мной люди общаются, и слава богу. Если бы они все это помнили и хотели бы об этом думать, это тяжело.
— А ты, Яна, носишь винтажные вещи?
— Я не умею этим пользоваться. Я все время хочу, но не умею. Мне надо, чтобы кто-то меня взял как проводник в этот прекрасный мир секондов, потому что я смотрю – у меня девчонки там отрывают такие сумки Miu Miu, какие-то шикарные кожаные огромные куртки, косухи, потом несут это в ремонт, где-то ушивают. Я каждый раз с восхищением на все это смотрю.
— Это нужен особый талант: ресейл-мир огромный, и это просто...
— Надо знать ходы-выходы, у них там огромный склад.
— Катя, как правильно выбирать винтажные вещи? На что стоит обратить внимание, а что ни в коем случае не надо покупать? Я для себя пока винтаж открыла исключительно в качестве украшений.
— Это отлично! Нужно с чего-то начать. Опять же, серьги сначала нравились, или браслет захотелось какой-то найти.
— У меня была такая история. Я очень настороженно относилась к винтажным вещам. Единственный винтаж, который у меня был дома, – это вещи моей бабушки. У нее были очень красивые украшения. И у меня есть платье от бабушки. Но ко всему остальному я относилась как к чужим вещам. Я не люблю носить чужие вещи. И тут я отдыхала на Сицилии, мы приехали в город Ното, пошли там поужинать в ресторан. И пока нам готовили еду, мы зашли в соседний магазин, где продавались украшения. Я захожу и думаю: «Боже, какая красота! Что это такое?» А мне говорят: «Это винтаж». Они были красивые невероятно! Я купила себе несколько вещей, с этого как раз началась моя любовь к винтажным украшениям. Теперь, когда я куда-то приезжаю и вижу какой-нибудь рынок или винтажный магазин, я сразу иду в отдел украшений. Но другие вещи для меня пока, как и для Яны, такой темный лес. Мне непонятно, как это можно интегрировать в свой гардероб и стоит ли.
— Жутко интересно, но ничего не понятно.
— Да. Есть у тебя какие-то советы для таких дилетантов, как мы с Яной?
— Действительно, можно сделать много ошибок. Ты видишь много разных вещей. Ты не понимаешь, сколько что должно стоить, какого качества, настоящее это или нет, и в целом, что ты можешь сейчас применить. Если ты идешь в брендовый магазин сейчас, в любой, где бы ты ни находился, у тебя уже есть понятие, что сейчас в тренде, что сейчас является классикой, ты можешь собрать образ и быть адекватным. Если ты берешь какие-то архивные коллекции, тебе нужно под них подстраивать свой гардероб или уже чтобы гардероб был в этом стиле. Или уметь сочетать как-то. Все-таки оно законсервировано в определенном времени, нужно уметь играть на контрастах.
— А брать для коллекции? Бывает так, что ты берешь какую-то винтажную вещь не для себя, есть возможность ее перепродать? Или как коллекция. Такое делается? Мне просто интересно.
— Безусловно. На сайтах... Я сейчас стала пользоваться русскими ресейлами, потому что все позакрывалось. И девушки стали обмениваться своими сумками, как когда-то. Сейчас все эти сумочки, зонтики, красота неимоверная... Но накупить ненужного за большие деньги очень легко.
— Вот! Это тоже страшно.
— Если ты не потратишь день, два, а порой даже неделю... Я смотрю, мониторю, сколько стоит, какого качества, какая должна быть модель. Если ты никогда не держал эту сумку в руках, а ты ее впервые покупаешь на ресейле, скорее всего, если ты ее купишь, ты потратишь много денег на какие-то поломки: мягкая кожа, ее носили 15 лет... Это сложно. Купить новую вещь под себя гораздо легче. Но не могу сказать, что в этом нет определенного плюса, когда ты покупаешь ресейл. Если ты шаришь...
— Чувство, как будто ты на охоту идешь. Я себе это примерно так представляю.
— Если ты находишь какой-то бриллиант, это круто.
— Это так азартно, мне кажется.
— Это как идти в какой-то большой массмаркетовый магазин. Это тоже охота.
— Я так умею. Я умею на сейле и в массмаркете нарыть такого, что кто-то не заметит. Поэтому, мне кажется, у меня есть потенциал.
— Особенно в физических винтажных, где раз в год собирают... Туда нужно точно тебе сходить посмотреть.
— Надо потренироваться.
— Цена ошибки просто высока.
— Хотя это тоже некое заблуждение: иногда можно найти хорошие вещи... Все же по-разному носят. Из последних моих мыслей, когда я ездила в Японию и смотрела там какие-то сумки, украшения, что угодно, любого качества винтаж, – они выглядят дико новыми, потому что у них настолько аккуратная культура, плюс еще передавать по наследству... Когда ты приходишь в винтажные магазины, ты приходишь все равно что в новый магазин Chanel. Вплоть до того, что у них винтажки посвящены монобренду, и все. Ты смотришь такой архив, ты его трогаешь, тебе перчатки дают...
— У меня аж мурашки по коже.
— Это официально? Или это коллекционеры-любители делают?
— Есть отдельные винтажные магазины (сейчас, я уверена, их намного больше стало), где продают конкретно... Вот кто-то избавляется от своих сумок, их выставляют...
— На подделку есть шанс нарваться? Они проходят какую-то аутентификацию?
— Это сложный вопрос, мне кажется. Я считаю так: если ты веришь...
— Ну я, в принципе, так же.
— Если вещь дожила до сегодняшних дней...
— То, возможно, это и настоящее. Ну, про качество... Все могут физически пощупать, какая это кожа. Тут нужен опыт. Опять же, есть сумки, которые делались... Я один раз написала в Louis Vuitton, что у них на сайте появилась сумка, которую я тысячу лет хотела, еще когда в школе была. Я написала: «Как так? Вы ее вернули в продажу!» А мне пишут: «Знаете, мы их выпускаем исключительно для азиатского рынка». И ты такой: «Подождите. Я гонялась за такой сумкой лет с 15, за винтажной, а вы делаете и продаете в Японии?» Мне подружка с пеной у рта доказывала, что это все подделки, а оказывается, нет. Откуда ты можешь узнать такие вещи, пока ты кому-то не напишешь и не узнаешь.
«Все идет к тому, что люди все равно покупают фаст-фешн, одеваются в тренды. Чтобы составить гардероб вне времени, нужно его составлять вне трендов»
— А как тогда сегодня покупать новые вещи, которые останутся в нашем гардеробе на 10-15-20 лет и будут всегда выглядеть классными, модными, стильными, все будут спрашивать: «Что это у тебя такое?»
— Я тут прочитала статью на Business of Fashion. Оказывается, это такое наше общее заблуждение, таких 5% населения, которым хочется составить гардероб. А на самом деле всех по продажам в этом году обогнала платформа Shein, где продают самый жесткий фаст-фешн, где люди покупают вещи реально на один раз, и они заработали больше, чем все Kering, Zara, чем все Balenciaga вместе взятые. Тенденция идет к тому, что люди все равно покупают фаст-фешн, одеваются в тренды. Чтобы составить гардероб вне времени, нужно его составлять вне трендов. Нужно составлять его исключительно по своему собственному стилю. То есть это тебе должно идти, ты должен чувствовать себя в этом комфортно, это должно быть на 100% качественно, это не должно быть в угоду трендам. Потому что тренды очень быстро выходят из моды, и ты будешь устаревшим буквально через год. Более того, обидно, не обидно, но это факт, это жизнь: дизайнеры, бренды дарят самые трендовые, яркие вещи инфлюэнсерам за год до того, как они выйдут. У меня иногда складывается ощущение, что какие-то супермодные туфли - вот они только вышли в продажу, а я их не хочу уже, потому что их все надели. Поэтому нужна не классика, но что-то, соответствующее твоему стилю. В этом можно ходить долго.
— Как вы относитесь к тому, что массмаркетовые бренды копируют вещи люксовых брендов?
— Если, как было у меня, когда не было вообще никакого бюджета, ты хочешь сумку Chanel, а в «Унилуке» продается за 1000 рублей стеганая сумка, и ты такой: «Господи, я себя чувствую как будто я в Лос-Анджелесе! Я самая крутая!» То есть для покупателя, которому уже навязывают какой-то тренд, статусность, конечно, хочется эту вещь. Осуждать человека, который покупает копию, вдохновленную вещь, сложно.
— Но ведь это очень сильно часто ограничивает фантазию даже самих дизайнеров. Появляется тренд, допустим, на грубые сапоги с ремешками, и вот все начинают копировать эту модель, но ведь ее же можно как-то модифицировать, можно что-то придумать, можно без ремешков ее сделать.
— В погоне за покупателем. Ему продали идею, красивые Беллы Хадид сходили запостили, надо быстрее...
— Лояльность к бренду надо формировать, только лояльность к бренду. Например, у нашего бренда вот эти футболки с титями, которые пять лет назад мы сделали, - их копируют и копируют. И если у нас появляется новый покупатель, который с нами не так давно, он может нам написать: «Вы скопировали у этого бренда эту футболку». Он их в интернете нашел раньше, чем нас, и он нам пишет: «Вы скопировали». У меня раньше в телефоне хранилась фотография, где я в этой футболке, там год. Мне хотелось доказывать, у меня такая потребность была. А сейчас у меня уже нет этой потребности. Я понимаю: у меня есть моя аудитория, которая на меня подписана, и мне надо им рассказывать, показывать, периодически обновлять эту информацию, когда мы это придумали, закреплять за собой какие-то вещи, которые мы сами придумали, и идти вперед, какие-то новые фишки придумывать.
— Это не у всех дизайнеров так работает. В погоне за коммерческими трендами, я сейчас замечаю, все копируют одни и те же тренды: это коммерчески выгодно. Это ограничивает свободу творчества?
— Конечно, безусловно. Более того, это и в деньгах потом ограничит, потому что этот тренд идет-идет, а потом начинается перенасыщение. Все сделали, а ты уже такой 15-й бренд, который заскочил в этот поезд, и ты это просто не продашь. То есть это тоже такая очень рискованная задача - бездумно тырить бренды.
— Нужно или обладать каким-то сверхбыстрым умом, который схватывает и все видит, только появилось...
— Даже заранее.
— ...ты – хоп! – и в производство. Это, наверное, могут только китайцы.
— С позиции творчества, конечно, очень круто самому изобретать тренды, которые потом будут перенимать другие. Но насколько это рискованно с коммерческой точки зрения?
— Рискованно. Более того, ты никогда не угадаешь, что понравится. Когда я делаю коллекцию, я теперь уже опытный дизайнер, у меня есть из моей ассортиментной матрицы 5% вещей такого жесткого эксперимента, это моя отдушина, где я просто могу самовыразиться и делать что я хочу. Иногда вещи из этих 5% выстреливают, и мы запускаем их в массовое производство. Например, вот этот пиджак. Я его делала для съемки. И мы к нему цепляем еще юбку, брюки, получается такой полуголый лук. И он выстрелил, хотя это было из того рискованного ассортимента, из тех 5%. И ты никогда не угадаешь, что людям зайдет, поэтому просто пробуешь дозировано и очень аккуратно.
— Что бы вы посоветовали людям, которые хотят одеваться интересно и креативно, но им все-таки рынок навязывает какие-то однотипные истории, однотипные коллекции? Как развивать насмотренность, чтобы найти какой-то свой уникальный, неповторимый стиль?
— Развивать насмотренность, смотреть, находить.
— Смотреть на что?
— Блогеров. Сейчас такое количество замечательных блогеров! Я в силу профессии за ними слежу: мы сотрудничаем с модными инфлюэнсерами, с блогерами. И это просто неиссякаемый источник вдохновения, очень интересно.
— Катя, а тебя кто вдохновляет?
— Это обширно... Можно сказать, начинайте с того, что заводите себе страницы в Pinterest, там действительно лента генерируется под тебя, она ловит то, что ты хочешь, потому что ты кликаешь ассоциативно, и сгенерирует тебе просто потрясающую подборку образов еще до того, как ты поймешь, что тебе нужно купить и какого цвета.
— Надо пояснить для зрителей сейчас, что Pinterest – это такой мудборд, куда ты собираешь фото луков, которые тебе нравятся, и алгоритм тебе подсказывает похожие образы, которые собираются в итоге в большую коллекцию и формируют твою какую-то насмотренность.
— Алгоритм там потрясающий, он додумывает как будто за тебя, он развивает тему, которая тебе интересна.
— Насколько быстро все поменялось! Сначала наш вкус формировал глянец, музыкальные клипы. Я помню, что мы смотрели, как одеваются звезды именно в клипах, и находили себе подобные вещи. А потом вдруг в какой-то момент появились инфлюэнсеры, и все. И такое ощущение, что уже никто не смотрит, что показывают в коллекциях модные дизайнеры, все смотрят, что из этого выбирают инфлюэнсеры.
— Стрит-стайл. Я в первую очередь смотрю стрит-стайл. Когда выходит Неделя моды, я смотрю стрит-стайл сначала, а потом коллекции. Стрит-стайл интереснее, потому что там именно интерпретации.
— Спасибо большое, Яна. Спасибо, Катя. Я напомню вам, друзья, что вы можете повышать свою насмотренность с «Подкаст. Лаб» и «Не лыком шиты».