«Все сериалы про работу ментовки обычно называются именами крупных животных»
— Здравствуйте! Это подкаст «Гори огнем!» и я, его ведущий Денис Горелов, с рассказом о самых актуальных сериальских премьерах, разумеется, отечественных.
На Первом канале, конечно, разговор будет о премьере Первого канала, сериале «Бизон», который я порву в мелкие клочья. Шутка. Не очень мелкие. Название «Бизон», конечно, отсылает к классической практике криминальных фильмов. Все сериалы про работу ментовки обычно называются именами крупных животных. Когда сценаристам лень придумывать внятное толковое название, они выдумывают что-нибудь типа «Бизон», «Кабан», «Выхухоль» и т.д. и т.п.
В данный момент речь идет о майоре Бессонове, майоре московской уголовки в исполнении Сергея Безрукова. Задачей автора было показать сладкую-пресладкую жизнь советского периода 1974 года, жизнь людей, которым на Руси жить хорошо, которые у себя построили свой персональный коммунизм и которые в булочную ездят исключительно на такси, как в известном фильме «Бриллиантовая рука». Жизнь членов ЦК, манекенщиц, фарцовщиков, цеховиков – людей на «Ц» исключительно – и также примкнувших к ним диссидентских писателей, ликвидаторов КГБ, а также шикарных чемпионов по теннису из Латвии на шикарных «роллс-ройсах», на которых они насилуют манекенщиц среди белой пустыни.
Красота невозможная. Мир показов весенне-летнего сезона, выездов «в Париж по делу срочно», всяческих вечеринок закрытых с шампанским в помещениях статистических управлений, а также конспиративных встреч в московском кинотеатре «Баррикада», где идут только фильмы про индейцев. Никакого подобного кинотеатра в Москве, конечно, не было. Был кинотеатр «Баррикады», в нем шли только детские мультфильмы, в результате чего, конечно, любые конспираторы там бы моментально спалились, как и в фильме «Два билета на дневной сеанс», откуда и почерпнута эта сюжетная линия. Мир без метрополитена, без очередей, без выездных комиссий и без месткомовских сборов по рублю. Понятное дело, что подобного мира в советские времена не существовало, в очередях стояли все, у кого не было прислуги, и выездные комиссии проходили все.
«За такой вырез ее бы выгнали сначала из комсомола, а потом из манекенщиц»
Но так хотелось, чтобы этот мир все-таки был и про него можно было сделать нечеловечески прекрасную сказку, а также вписать именно в него майора московской уголовки Бессонова по кличке Бизон и в исполнении Сергея Безрукова. И свести его с манекенщицей в исполнении восточной красавицы Айсель Прат из Баку с таким умопомрачительным вырезом, которого никогда не могло быть в природе, потому что за такой вырез ее бы выгнали сначала из комсомола, а потом из манекенщиц. Но так бы хотелось, чтобы он именно был и именно на Айсель. И чтобы майор Бессонов, точно соответствуя сладкой жизни, постоянно жрал тоннами мороженое от своего недоедания в детдомовском прошлом. И чтобы когда-нибудь, лет через 30, они остались прекрасной парой, он значительно ниже ее, она невозможной красоты на каблуках, и она, степенная старуха через 30 лет, говорила бы ему: «Бессонов, сколько можно?» А он бы с обязательным безруковским прононсом говорил: «Спокойно, лапа моя!» И всем бы понятно было, что на экране обыкновенный, совершенно классический комикс, и тогда уже всякие непонятки проходят, и можно снимать кинотеатр «Баррикада» в фойе московского Дома кино, где он и снимался. Собственно, на заднем плане очень узнаваемый витраж Фернана Леже. Все, кто был в московском Доме кино, его хорошо знают. Именно в те годы бард Вадим Егоров написал песню «А у сказки краски как на витраже Леже». Вот единственный витраж Леже в нашем городе был именно в московском Доме кино. Его подарила Союзу кинематографистов вдова Леже. Он был коммунистом, и она решила оставить хоть какой-то памятный знак о муже на родине коммунизма. Вот, собственно говоря, там он и есть и в кадре достаточно виден. Видно, что никакой «Баррикады» там нет.
Бизон: Дело манекенщицы. Все серииСогласно сюжету, заговорщики в ЦК задумывают классический переворот, тихое отстранение от власти Леонида Ильича Брежнева и перевод страны на китайский путь развития, причем задолго до того, как этот путь стал китайским. В 1974 году Мао еще был жив, и никто о китайском пути понятия не имел. Он вполне мог стать русским, для справки. После воцарения Брежнева начались так называемые Косыгинские реформы в честь самого соображающего человека в Политбюро Алексея Николаевича Косыгина с явным переходом на разгосударствление экономики и отхода от классического марксизма с социалистической собственностью на средства производства. К сожалению, это нельзя было объявить вслух. Все-таки Сталин нагнал в Политбюро обычных деревенских начетчиков, которые совершенно ничего не понимали в марксизме. Ленин в марксизме понимал, и поэтому НЭП разрешил. Сталин в марксизме тоже понимал, и поэтому при нем было достаточно много кооперативов, артелей и т.д. и т.п. Но более поздние руководители Союза очень сильно держались именно постулатов теории, и в результате никакого классического китайского коммунизма у нас не получилось. Чтобы надстройка осталась коммунистической, а само производство было уже на капиталистических рельсах, чтобы было и красное знамя, и серьезные бабки.
В общем, ничего не вышло, но в сериале, конечно, был шанс, что все это у людей выгорит, но, к сожалению, смерть Кощея у них была на кончике иглы, а игла в яйце, а яйцо в утке, а утка в зайце, а заяц, что немаловажно, в Московском доме моделей, где некстати убили манекенщицу. Не ту, но тоже красивую. И делом как раз и занялся майор Бизон. Он размотал все это назад на полную катушку, расследовал и убийство манекенщиц, и цеховое левое производство паленых джинсов, и хищение якутских алмазов с приисков, и убийство кагэбэшными ликвидаторами слишком болтливых людей, и переброску за рубеж диссидентского романа, под которым на самом деле скрывался гроссбух работника ОБХСС о всяких злоупотреблениях в среде московской торговли.
В общем, и зайца, и утку, и яйцо, и смерть Кощееву – и в результате не получился у нас китайский путь. Какая жалость.
«Когда читаешь, что сыну преподавателя университета нужны деньги на операцию и отец решает выиграть их на спортивных ставках, нужно очень большое усилие, чтобы смотреть эту чепуху дальше»
Следующим номером нашей программы сериал «Теория больших денег». В стране растет количество людей, которые способны смотреть только про бешеные бабки с неба, и специально для их нужд в последнее время снято сразу несколько сериалов о том, как большие деньги падают с неба. Безотказные способы обогатиться. Первый. Найти в гаражах города Тольятти цельнозолотую «Ладу Голд» и выгодно продать. Сериал «Лада Голд». Второй способ. Найти в окрестностях деревни Вармалей загадочный осколок метеорита, нужный ученым, и выгодно продать. Сериал «Райцентр». Третий. Вычислить результаты спортивных матчей, просчитать возможный успех и снести тотализатор к чертовой матери большими ставками. Это как раз сериал «Теория больших денег».
Изначально он назывался «Игра головой». Отличное название, но, к сожалению, для дураков его пришлось переименовать, чтобы было ясно, что это не про спорт, а про бабки. Понятное дело, что легкое срубание бабок, как правило, сопряжено с огромным количеством конкурентов и с необходимостью их устранять иногда физическим путем, с огромным риском, что несколько снижает ценность идеи, но зато повышает внимание зрителей. Некоторую глупость стартапов всегда компенсирует достаточно изысканное и увлекательное исполнение, явно восходящее к библии легкой наживы, нашей дилогии «12 стульев», «Золотой теленок», на которую, конечно, авторы, без всякого сомнения, оглядываются. Все это говорит о встречных течениях.
С одной стороны, количество готовых смотреть про деньги с неба в любом исполнении и в любом качестве у нас, к сожалению, растет в геометрической прогрессии. С другой – оно еще не достигло тех масштабов, чтобы доверить эту роль, эту миссию всякой сценарной шантрапе. Нужно привлекать для того, чтобы было интересно, самые лучшие сценарные кадры страны. В первом случае, с «Ладой Голд», это Егор Чичканов, который был и сценаристом, и режиссером франшизы «И снова здравствуйте», тоже, кстати, про бабки. Во втором случае – «Райцентр» – его делала Ирина Пивоварова, которая до этого сделала многое, но это ее первый суперуспех, и будем желать ей успехов в дальнейшем. В третьем случае это сам Андрей Золотарев, который был сценаристом «13 клинической» и последних фильмов Бондарчука.
Согласно сюжету главный герой Миша Нефедов, аутист, преподает матстат в Краснодарском институте землеустройства и в уме постоянно просчитывает всякие математические расчеты любых дальнейших действий. Он видит все на 20 ходов вперед, поэтому действительно обладает некоторыми чудодейственными способностями. Люди, не обладающие его аналитическими способностями, ему безразличны. В общем, так он и существует. Однако он очень озабочен передачей своего генома новому поколению, чтобы все-таки интеллект в мире сохранился. Но с детьми возиться не способен, поэтому, как выяснилось, некоторое время назад оплодотворил покладистую самку, а она взяла и умерла и оставила его наедине с 13-летним наследником с отвратительным характером, да еще, что самое главное, с тяжелым наследственным заболеванием от мамы. В результате ему, конечно, нужны деньги, и он и решает в этот момент путем сложных расчетов предсказать все возможные результаты в ближайшей игре местной краснодарской футбольной лиги.
Читатели все-таки посмеивались, что не бывает таких грандиозных ставок на игре в городе Краснодаре, но тем не менее все-таки это условное кино, такая жесткая черная комедия, поэтому пусть будет. Ничего у Миши не выходит, потому что футбольная мафия проводит отмену матча и ставка размером с квартиру у Миши сгорает. Но не с тем, как говорится, футбольные мафиози связались. Миша совершенно безразлично относится и к собственной жизни, и к жизни окружающих людей, поэтому он ставит всю футбольную мафию Краснодара на счетчик. Они теперь ему должны 26,5 млн рублей, и он намерен эти 26,5 млн с них взыскать. Разумеется, драка будет жесткой. Подключает он для этого всех своих студентов и некоторых ментов и т.д. и т.п. Это, в общем, достаточно забавное зрелище.
Причем, что немаловажно, авторы не играют в поддавки со зрителем, они не пытаются мальчика изобразить тем самым ангелом, которых обычно изображают на листовках про сбор средств для больных детей. Нет, мальчик совершенно обычный, считает, что ему весь мир должен, и спасать его в силу этого готов только родной папа, ну и иногда, если очень сильно напьется, родной дядя в исполнении Максима Виторгана. Кроме того, поскольку Миша категорически лишен эмпатии, он пользуется теми же нижепоясными способами, что и его противники, бьет их по больному, в частности, по слабоумной маме. В этой роли снялась в крохотном камео Ольга Науменко, которую мы все в самое ближайшее время опять посмотрим в 49-й раз в кинокартине «Ирония судьбы, или С легким паром». Она там играла Галю. В остальном некоторое количество людей с человеческими реакциями в картине присутствует: режиссеры-дебютанты Мирошник и Файберг стараются, чтобы хоть какие-то приличные, порядочные люди были. Это и студенты, и мент-перевертыш, который в какой-то момент о совести вспомнил, и сыщица с хорошим характером. Но для героя они все существуют только для обеспечения, как сказали бы разведчики, для помощи в его суровых и отвратительных действиях.
Надо сказать обязательно: ко всем трем картинам, которые я упомянул, помимо дельных сценаристов, имело отношение новое продюсерское трио: Соколовский, Бурец, Балашов. В первых двух случаях («Лада Голд» и «Райцентр») они работали под крышей мастодонтов, ветеранов сериальского дела Цекало и Самохвалова. Последнюю картину они сделали сами. Единственное, что можно поставить им в вину, некая ахиллесова пята, – это аннотации.
Когда читаешь, что сыну преподавателя университета нужны деньги на операцию и отец решает выиграть их на спортивных ставках, нужно очень большое усилие, чтобы смотреть эту чепуху дальше. Авторы просто забывают нужную фразу: обязательно объяснить, что герой – человекоробот, ему наплевать на людей и на себя, ему совершенно безразлично, будет он жить в следующей серии или нет. Наверное, аннотации этим людям нужно писать самостоятельно. Во всем остальном вполне годный и перспективный на будущее. Следующий номер нашей программы - сериал «Черное облако». У артиста Филиппа Янковского, который играет психоаналитика, ангельское терпение и большие голубые глаза пройдохи, которыми он смотрит на своих пациентов и в которых топит сиюминутное желание прибить свою пациентку Олю или, на крайний случай, хотя бы долго пороть ее в два ремня вместе с напарниками, и чтоб вопила.
«У любого нормального зрителя, который не высокий, не меланхоличный и не сбросил вес, сразу появляется желание грохнуть эту мерзавку в первой же серии»
У артиста Юрия Колокольникова, который играет папу Оли, два метра роста, и с этой высоты он внимательно смотрит на окружающий мир и снисходительно относится к мельтешне смертных, в том числе и своей дочери. По крайней мере, по фильму. У артиста Евгения Гришковца, который играет патологоанатома, явно не все дома, и он очень рад, когда вокруг такие же, как он, особенно если они еще живые. У артиста Алексея Розина, который играет опера Юру, врожденная меланхолия, из-за которой его приглашают постоянно играть врачей – таких немножко пофигистических. В фильме он несколько вспыльчив, но и служба, и положение обязывают сдерживаться, и даже с этой стороны Оле ничто не угрожает.
У артистки Марьяны Спивак, которая играет опера Оксану, только что произошло скидывание веса килограммов на тридцать, и, как у всяких женщин, перешедших из категории сдобной булочки в категорию ласковой змеи, на лице читается железная дисциплина, так что и с этой стороны у Оли нет особенных проблем. У нее есть шанс дожить хотя бы до середины сериала.
Но у любого нормального зрителя, который не высокий, не меланхоличный и не сбросил вес, сразу появляется желание грохнуть эту мерзавку в первой же серии, и мир станет гораздо лучше. Но при этом сериал не сложится, потому что Оля является классической девахой 20 лет, которой весь мир должен и которую все бесит, бесит, бесит, отчего она и ходит к психоаналитику.
Выбешивающие ее окружающие люди начинают гибнуть один за другим, и только радостный псих Гришковец в морге понимает, что все безобразие лично в Оле и в ее черном облаке, которое она насылает на людей. У артистки Маши Мацель, которая играет главную роль, ноги идут буквально из-под мышек, длиннющие ноги, явно в папу, Колокольникова. А девушки с такими ногами уверены, что они награда человечеству, которую человечество не заслужило, поэтому они к нему относятся плохо, и человечество платит им взаимностью.
«Все, что происходит на экране, это, конечно, выдумка помутненного сознания сценаристки Грацевич»
Дальше последует спойлер. Людям, которые собираются смотреть этот сериал, лучше выключить звук. Иначе невозможно объяснить, что там происходит. Все аннотации к сериалу касаются только его первой половины. В середине сериала происходит резкий переворот сюжета. И внезапно оказывается, что ни Оли, ни ее папы, похотливого и спящего с ее подругами, ни психоаналитика, который испытывает всякие влажные мечты по поводу своих пациенток, никого другого не существует в природе. Это все плод помутненного сознания опера Оксаны. На самом деле Оля – это ее дочь с другим именем. Психоаналитик – это ее муж. Полусумасшедшая училка – ее полусумасшедшая мама. Хахаль Оли, обдолбыш, – ее сын, тоже обдолбыш. И вся эта команда ее страшно бесит, бесит, бесит. Чтобы как-то удержаться в себе и с целью релакса она присваивает их внешность, их какие-то ходовые словечки и прочие привычки фигурантам своих уголовных дел, которые по стечению обстоятельств вдруг начинают системно умирать, возбуждая подозрения в опере Юре насчет своей напарницы. Небезосновательные подозрения. Если бы опер Юра знал, что он тоже абсолютная выдумка сценаристки Дарьи Грацевич, он бы очень быстро догадался, в чем дело, потому что не дурак.
Дело в том, что все, что происходит на экране, это, конечно, выдумка помутненного сознания сценаристки Грацевич, которую саму бесят, бесят, бесят ее близкие и дальние. И это она, собственно говоря, ради релакса присваивает их внешность, их словечки и их поведение героям своих сериалов. Ей самой надоело постоянно прислушиваться, как оперу Оксане, к скандалам в приемных, во врачебных кабинетах, в ресторанах, чтобы потом вытаскивать наиболее яркие пассажи и вставлять их в свои сериалы. Это она устала делать своих героев на потребу похабной публике, придумывать всяческих пап-извращенцев, подозрительных психоаналитиков, нимфоманок-подруг, которых, в общем, практически не бывает в природе, но публике нужно что-нибудь такое, погаже, поотвратительнее. Собственно говоря, такая выдумка у опера Оксаны и происходит вокруг.
Финальная сцена, в которой опер Оксана насылает свое черное облако на всех собравшихся в комнате своих близких и доставших ее до невозможного состояния, это, разумеется, автопортрет сценаристки Грацевич. И близким сценаристки нужно призадуматься и, в общем, вести себя лучше, потому что угроза близка. После всего этого сценарий попадает в разработку, и его начинают исполнять замечательные наши артисты. Филипп Янковский – потому что у него бездонные голубые глаза и он и не такое видал в жизни. Артист Колокольников – потому что в нем два метра и сверху он видал всякое. Недавно ему пришлось играть Сатану. Артист Розин – потому что он меланхолик. Артист Гришковец – потому что у него не все дома и он рад, когда вокруг такие же люди. А артистка Марьяна Спивак – потому что она только что похудела и только в этом виде ей могут достаться роли милиционерши с тараканами. Обычно пампушкам такие роли не предлагают.
Кроме того, появившиеся уже в последних сериях охотно играют все это дело, потому что артистка Толстоганова всегда играет мегер. И еще одна ей не повредит совершенно. А артист Виталий Коваленко толстый, и он, как все толстые, очень снисходительно относится к бзикам худых. У него просто добрый характер. Такое с толстяками случается довольно часто. Потом все это попадает к режиссеру Оганесяну. Но Карен Оганесян – человек-многостаночник. Он снимает по три сериала в год, и у него в арсенале в принципе отсутствует такая опция, как отказ продюсерам с полусумасшедшими сценаристками.
Критик же, он же ведущий подкаста «Гори огнем!», пишет про все это и рассказывает про все это, потому что любит заглядывать внутрь красивых женщин, в частности сценаристки Дарьи Грацевич (она на фотографии очень хороша собой), и иметь внутри иллюзию, что он читает их как открытую книгу. Это, кстати, очень любят делать девушки. Из-за этого у нас огромный конкурс на психфаках. Зачем все это смотрит зритель и читает читатель, в общем, не совсем понятно.
Возможно, зритель и читатель давно хотели грохнуть критика вот этого, но не знали как. И тут сценаристка Грацевич предлагает ему такую прекрасную возможность – «Черное облако». С этой помощью можно критика убить и быстро, и результативно, и совершенно ненаказуемо. Великолепный способ.
«Явно совершенно, что весь ворох восторгов по поводу "Кибердеревни" – это флешмоб»
«Спилберг курит», «Голливуд отдыхает», «Америка на лопатках», «Смотреть всем», «Вообще огонь». Отзывы подобного рода в огромном количестве появились в Сети по поводу сериала «Кибердеревня». Сериал вырос из серии вирусных 10-минутных роликов в YouTube, появившихся во времена ковида и приопускающих слегка романтическую космофантазию. Роботы в трениках и межпланетная плацкарта совершенно восхищали непритязательную смартфонную публику. Самое главное, что хронометраж был короткий. Люди страшно радовались. Просмотров было насчитано 13 млн, что, разумеется, располагало к тому, чтобы все эти ролики развить в длинный-длинный сериал. Историю развили вширь.
Сюжет получился такой. Колян и Костян в будущем мечтают о совсем далеком будущем. Колян хочет что-то изобрести, а Костян хочет с этого дела грести лопатой бабло. У обоих все получается. Колян действительно изобретает будущее, Костян его ворует и становится руководителем межпланетной корпорации «Ижевск Дайнемикс». В этом месте как раз надо начинать смеяться. Все комментаторы пишут, что юмор зашкаливает. Это, наверное, и есть тот зашкаливающий юмор. Жадный Костян не желает остановиться на своем хапке и хочет провести космическую трассу через марсианскую ферму Коляна. Колян звереет и пересаживает... меняет местами сознание Костяна и валяющегося на помойке в грязном свитере робота Валли. В результате корпорацией «Ижевск Дайнемикс» начинает командовать огромная туша с сознанием младенца. А за Коляном таскается металлическое чмо, ведро гаек со сварливым характером командира корпорации. Задача – свести вместе это самое ведро гаек и инфантилизировавшегося Костяна, причем чтобы обязательно был при них транслятор. Это все сложное дело.
В фильме юмор приблизительно такого плана. Это старушка на реактивной авоське, это город Усть-Марсианск, это заправка «Плутойл» и обещание: «Ты будешь гнить на Юпитерском централе до конца жизни», а также «Кто-кто? Робот в пальто» – там еще звучит такая фраза. В какой-то момент начинает настораживать прежде всего обилие восторгов. Второй настораживающий фактор – это крайняя ненависть к любым недоброжелателям. Хейтерам предлагается убиться об стену, идти по холодку в ад, раствориться в киберпространстве и в кислоте.
Персонаж с ником Биомеханик два месяца дежурил на RuTracker, и стоило появиться хоть одной недоброжелательной рецензии, недоброжелательному отзыву, буквально через 5-6 минут немедленно облаивал и обтявкивал производителя этого самого отзыва. Что, в свою очередь, настораживало.
Явно совершенно, что весь ворох восторгов по поводу «Кибердеревни» – это флешмоб. Заинтересованные лица собрались вместе и вместе отзываются радостно о фильме, с обязательными проклятьями в адрес недоброжелателей, в которых чувствуется личное оскорбление авторов и производителей, и, наконец, с обязательной отсылкой к Бурунову, так как это единственный артист сериала, о котором хоть кто-то хоть когда-то хоть что-то слышал.
Кроме того, надо заметить, что у режиссера фильма Сергея Васильева в интервью трижды прозвучало слово «круто» и трижды – слово «прикольно». Также он всех потряс логическим заявлением, что, если проект должен быть крутым, он должен быть крутым. Логика, конечно, зашкаливает. Если когда-нибудь Сергей Васильев еще что-то снимет, то, во-первых, будет совершенно ясно, что Голливуд ляжет, Америка отдохнет, ничего более прекрасного, чем он сделал, не будет сделано никогда. Кроме того, мы узнаем много нового хорошего об артисте Бурунове, потому что после такого пиара вряд ли кто-то согласится там сниматься, кроме него, а ему уже терять нечего. Это был подкаст «Гори огнем!» и я, его ведущий Денис Горелов, с рассказом о самых актуальных отечественных сериалах минувшего месяца.