В ДНР ожидают, что Киев начнёт симметричный отвод от линии фронта артиллерии калибра менее 100 мм
Данную инициативу ДНР и ЛНР накануне поддержали все стороны в ходе встречи Контактной группы в Минске. Однако в письменной форме соглашения пока не зафиксированы. Тем временем, в ДНР удивлены реакцией Киева - там попытались успех переговоров приписать себе.
Впервые с подписания Минских соглашений Контактная группа по ситуации на Украине договаривается добавить в них что -то новое. До сих пор все подобные встречи в белорусской столице, как правило, не заканчивались столь ощутимым результатом. Переговоры буксовали по всем направлениям, пока в Донецке и Луганске не сделали первый и довольно рискованный шаг — в одностороннем порядке начали отвод вооружений от линии соприкосновения. Залповые системы и тяжелые орудия калибром свыше 100 миллиметров стороны договорились не использовать еще в феврале, но это не стало гарантией от обстрелов. Теперь настала очередь оружия менее 100 миллиметров — это танки, артиллерия, минометы.
"Мы уверены, что наши инициативы по отводу техники от линии соприкосновения повлияли на это, скажем так, внесли свой вклад по интенсификации данного процесса. Надеемся, что в ближайшее время документ будет подписан", - сказал полномочный представитель ДНР в Контактной группе по Украине Денис Пушилин.
Похоже, что Донецк и Луганск действительно не оставили Киеву выбора. Односторонний отвод техники — жест доброй воли и очевидный шаг к установлению мира. Если бы киевские власти не ответили на него, то наверняка бы последовали вопросы со стороны мирового сообщества: почему? Ведь президент Порошенко так любит представлять себя в роли миротворца.
Неудивительно, что Киев попытался перехватить инициативу. По словам пресс-секретаря Порошенко Святослава Цеголко (их приводит Донецкое агентство новостей), это украинская сторона на переговорах в Минске "добилась принятия договоренности по поручению президента". Реакция Донецка была ожидаемой.
Комментарий Э. Басурина: "Мы в течение трех дней добровольно и, подчеркиваю, по собственной инициативе, отводили все наши танки и бронетехнику от линии соприкосновения с украинскими войсками. Так от кого же представители Украины "по поручению президента", как об этом сказал его пресс-секретарь Цеголко, "добивались" принятия договоренности об отводе бронетехники? И какими методами: обстрелами, провокациями, дезинформацией? Уверен, что данный комментарий представителя украинского президента, мягко говоря, "не в тему" и запоздал на несколько дней. Вместе с тем, мы приветствуем любые шаги Киева по скорейшей деэскалации обстановки на Донбассе".
По словам Эдуарда Басурина, ополченцы уже отвели от линии соприкосновения 82 танка и 222 БМП и БТР. По сути, передовые подразделения армии ДНР располагают лишь стрелковым оружием и гранатометами. Украинская бронетехника тем временем остается на позициях. Как и в случае с Широкино. Ополченцы вывели оттуда войска еще в начале месяца, рассчитывая, что так же поступит и украинская сторона. Но, несмотря на призывы последовать примеру ДНР, прозвучавшие даже из Европы, в украинской армии, похоже, не думают о создании в Широкино демилитаризованной зоны.
Во всяком случае, переговоры об этом в Минске снова закончились ничем. Как и попытка наладить диалог по поводу предстоящих местных выборов в Донбассе. В Киеве настаивает, что они должны проходить по украинскому законодательству, но при этом принимают решения, которые в принципе исключают голосование.
"Рабочая группа пытается разговаривать о модальности выборов, и в это же время Рада принимает закон, в котором четко написано, что никакие выборы в зоне АТО проводиться не будут. Конечно, есть призрачная надежда, что все документы по АТО будут отменены и АТО никакой не будет, и эта норма закона утратит силу, но эти надежды очень слабые, практически нереальные", - сказал полномочный представитель ЛНР в Контактной группе по Украине Владислав Дейнего.
Камнем преткновения в очередной раз стал особый статус Донбасса. Рада обсуждала уже несколько документов на эту тему. Но реальных сдвигов, по словам представителей ДНР и ЛНР, нет. Все изменения Киев вносил в одностороннем порядке — без участия самопровозглашенных республик. К этому вопросу стороны вернутся в августе.