Человек с ружьем — полицейские расстреливают безоружного, белый расист устраивает бойню в церкви
Трое американских полицейских по ошибке расстреляли безоружного. Рядом с его телом нашли 19 гильз, то есть из трех стволов было сделано минимум 19 выстрелов для усмирения зачинщика супружеской ссоры. Начиналось все по простой схеме: внучка позвонила бабушке, сказала, что папа и мама дерутся, бабушка вызвала патруль. Патруль, уже 17 раз приезжавший за последние полгода по указанному адресу, на подъезде к дому услышал крики о помощи. Ворвались, открыли стрельбу, раненый скончался в больнице. При этом его гражданская жена тоже ранена. На вопрос, почему полицейские действовали так жестоко, ответит специальная комиссия, которая отдельно отметила, что учтет - убитый полицейскими был черным.
Американский полицейский за словом в карман не полезет. У него там другой аргумент. Как правило, убийственный. Это съемки с нагрудной камеры офицера полиции штата Оклахома Чэнси МакМиллина. Человек заслуженный: воевал в Афганистане, Ираке. Закончив три года назад военную карьеру, решил начать правоохранительную. И вот очередной вызов: чернокожий парень скандалит у церкви из-за того, что его девушка выходит замуж за другого. От полиции отвергнутый ухажер пытается сбежать — роковая ошибка. За полторы секунды 5 выстрелов в спину. Офицера оправдают, у убитого потом найдут пистолет, которым он, впрочем, не пытался воспользоваться.
А вот у 50-летнего Уолтера Скотта из Южной Каролины оружия не было. И шансов тоже. 8 пуль почти в упор. Но у погибшего были долги по алиментам. Вероятно, потому он и попытался убежать от полицейского, который остановил его автомобиль за неработающий стоп-сигнал. И снова: офицер - белый, жертва - нет. В большинстве случае именно так и происходит: 12-летний Тамил Райс, застреленный на улице Кливленда за то, что держал в руках игрушечный пистолет - темнокожий. Эрик Гарнер, задушенный полицейским прямо на улице Нью-Йорка Эрик за торговлю контрафактными сигаретами, - тоже афроамериканец. Как и Майкл Браун, чей расстрел в Фергюсоне вызвал массовые беспорядки в городе.
Акции протеста подавляли настолько жестко, что даже Организация Объединенных Наций сочла нужным призвать власти США к спокойствию. Волна возмущения прокатилась по всем штатам - многотысячные митинги от восточного побережья до западного. Брайан Беккер - один из организаторов-координаторов протестного движения.
"Эти плакаты мы делаем здесь сами. Вот, например, "Прекратите войну с черной Америкой". С афроамериканцами - их 40 миллионов - в этой стране обращаются, как с врагами, полиция ведет себя, как оккупанты на чужой территории. Права чернокожих как нарушались столетия назад, так ничего и не изменилось", - говорит глава общественной организации "Действуй сейчас, чтобы остановить войну и расизм".
Еще одно требование - привлекать полицейских к уголовной ответственности за необоснованное и чрезмерное применение силы.
"Судить надо не только того сотрудника, который применил чрезмерную силу, но и того офицера, который стоял рядом и не остановил его", - заявила президент национальной ассоциации афро-американских адвокатов США Памела Минс.
Полиция обещает сделать выводы, но ничего не меняется. Смерть жителя Балтимора, афроамериканца Фредди Грея - тому подтверждение. Белые полицейские задержали его, как позже станет известно, не имея на то законных оснований. Бросили в фургон, надев наручники на ноги и на заведенные за спину руки. Независимое расследование потом выяснит, что полиция часто практиковала так называемые "жесткие поездки" - машина специально круто поворачивает, резко тормозит и ускоряется, чтобы задержанный катался по всему кузову, бился об стенки и потом в участке был посговорчивее. Но Фредди Грей таким образом сломал шею и умер в больнице. Город накрыла волна протестов, погромов и беспорядков.
Кадры из Лос-Анджелеса. Полицейские пытаются задержать бездомного. Он сопротивляется, но силы не равны, на месте ЧП в общей сложности 6 сотрудников. Мужчина уже на асфальте, его бьют по голове, слышен звук электрошокера, а потом 5 выстрелов в упор.
"Американская полиция была создана сотни лет назад, чтобы контролировать негров, индейцев, латиноамериканцев. Рабов. Иными словами, не белых. Предвзятое отношение к этим группам так и осталось в крови у полицейских. Получая форму и оружие, они считают себя сразу и судьей, и присяжным, и палачом в одном лице", - заявил глава общественной организации "Действуй сейчас, чтобы остановить войну и расизм" Брайан Беккер.
Ибрагим Лотон работает в организации, которая изучает и пытается добиться расследования преступлений на почве расовой ненависти полувековой давности - времен борьбы афроамериканцев за свои права. Занимаясь прошлым, он видит много похожего и в настоящем.
"Раньше чернокожих убивали расисты ку-клукс-клана, а теперь - полиция, куда пошли работать люди, симпатизирующие клану. Они получают право на убийство и иммунитет от преследования. Копы часто убивают беспричинно, часто безоружных, и ничего им за это не бывает", - рассказывает Ибрагим Лотон, активист общественной организации "Справедливость для нераскрытых дел".
По статистике, полицейские США ежедневно убивают не меньше двух человек. К примеру, за первые 24 дня января они убили 59 человек. Столько, сколько полиция Англии и Уэльса застрелила за 24 года. В Австралии за 19 лет от рук сотрудников правоохранительных органов погибли 94 человека, а в США - 97 лишь в марте. Офицеры в одной только Калифорнии ежегодно лишают жизни втрое больше людей, чем все патрульные Канады вместе взятые.
И при этом северо-американские полицейские очень ранимые. Вот красноречивый пример: акция протеста, девушка пускает мыльные пузыри.
- Если пузырь дотронется до меня, тебя арестуют за нападение. Ты понимаешь меня?
- За мыльные пузыри?
- Да. С твоей стороны это будет преднамеренное действие, и я тебя арестую. Ты понимаешь меня?
- Я понимаю вас.
- Наручники надену, ясно? Если пузырь до меня дотронется, отправишься в камеру!
И тут подул ветер - девушка арестована. Она провела в участке 50 часов, в итоге ей действительно предъявили обвинение, но дело развалилось в суде.
А чем закончится дело жительницы Нью-Йорка Джессики Кук, еще неизвестно. Ее машину остановил патруль на импровизированном блокпосту. Джессика - студентка юридического факультета, указывая на нарушение сотрудниками разных правовых норм, отказалась подчиниться. Когда у офицера не осталось аргументов, он взялся за электрошокер. Этот случай получил громкий резонанс.
"Наши права забирают у нас направо и налево. Многие даже не понимают, что это происходит. Люди думаю, что если подчиниться полицейскому, то все будет в порядке. Это не всегда так. И ты не должен подчиняться, если требование полиции незаконно. Мы должны защищать свои права!" - говорит Джессика Кук.
Полицейских к Мартину Хугвельдту в штате Юта вызвали потому, что он разжег у себя на заднем дворе костер, и это раздражало соседей. А офицера, который прибыл на вызов с собакой, раздражало то, что Мартин был слишком медленным. В свое оправдание полицейский потом говорил, что подозреваемый мог быть вооружен.
Сила действия, как известно, равна силе противодействия, а потому чрезмерная жестокость полиции вызывает защитную реакцию и ответную агрессию. На полицейских нападают с пистолетами, ножами и вообще со всем, что под руку попадется. Президент Обама призывает ужесточить законы об оружии. Очередное заявление прозвучало на прошлой неделе после расстрела расистом в Южной Каролине чернокожих прихожан Африканской методистской епископальной церкви - погибли девять человек.
"Давайте начистоту: мы должны осмыслить тот факт, что подобное насилие не происходит в других продвинутых странах. Невинные люди вновь погибли отчасти потому, что человек, который хотел нанести вред, без проблем получил в свои руки оружие", - сказал Барак Обама.
Мысль правильная, считает юрист Кэрен Брайсон, но ужесточить законы нужно не только для граждан.
"Любое изменение закона, которое уменьшит количество убийств, особенно на расовой почве, - это шаг в верном направлении. Но эти меры должны касаться и самих полицейских. Реформа правоохранительной системы давно назрела", - заявила она.
И пока это не будет сделано, считают эксперты, полицейские США будут действовать по-прежнему: сначала стрелять, потом разбираться.