Мариинский театр представил «Иоланту» на сцене Метрополитен-опера
Великолепные постановки, блистательные выступления - такими восторженными откликами встретила американская пресса Мариинский театр. Масштабные гастроли, начавшиеся в середине января, охватывают несколько городов США. На оперу "Иоланта", главную партию в которой исполняла Анна Нетребко, а дирижировал Валерий Гергиев - билеты были распроданы задолго до приезда российских звезд.
Одни называют ее золотым сопрано, другие считают самой сексуальной оперной дивой планеты. Анна Нетребко на сцене Метрополите-опера в партии Иоланты, Валерий Гергиев за дирижерским пультом - гарантированный аншлаг.
"Я столько лет ее уже пою, а каждый раз возвращаюсь будто бы заново. Очень сложные ансамбли, очень сложные ритмически, и иногда непонятно вообще, что играет оркестр, и нужно четко знать, что ты поешь", - признается Анна Нетребко.
Героиня Нетребко, прекрасная Иоланта, слепа, ее королевский замок - тюрьма. Увертюра к опере не предвещает счастливого конца. Но в финале любовь побеждает. Чудесным образом Иоланта обретает и зрение, и суженого. Чайковский завершает оперу ликующим свадебным хором. И в этом - и сказка, и символ, и судьба.
"Он не знал, что пишет последнюю оперу. Но, думаю, ему хотелось идти от мрака к свету", - говорит Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев - самый известный в мире российский дирижер и единственный, кто способен давать 360 концертов в год. Вот и в Нью-Йорке он одновременно на двух площадках - в Метрополитен как приглашенный дирижер и в "Карнеги-холле" - с оркестром Мариинского театра.
Его выступления не раз пытались сорвать за то, что Гергиев в свое время публично поддержал воссоединение Крыма с Россией, за то, что является доверенным лицом Президента Путина, за то, что привез в Америку исключительно русский репертуар. Журналистов эти люди не любят. Телекамер боятся. Сам маэстро от этой возни далек. У него репетиция, он готовится к концерту.
"Думаю, наше желание хорошо выступить, объясняется не только любовью к великим русским авторам, русским композиторам, но и нашей ответственностью, даже какой-то ролью своего рода послов российской культуры во всем в мире. Думаю, это не пустые слова", - отмечает Валерий Гергиев.
Он обходится без дирижерской палочки, чтобы чувствовать музыку руками. Держать ее на кончиках пальцев. Его репетиции - сами по себе спектакль и великая школа: детальный разбор по фразам, по ноткам, по едва уловимым флюидам.
В этом зале выступали и "Биттлз", и Марии Каллас. Сам маэстро стоял за пультом не меньше сотни раз. Для него дороги эти стены. И не только потому, что "Карнеги-холл" - престижнейшая концертная площадка. В 1891-м на открытие сюда пригласили дирижировать Чайковского, здесь десятки раз играл Рахманинов, здесь всегда обожали русскую классику и не ставили политику выше искусства.
Выступление симфонического оркестра Мариинского театра - только звено большого гастрольного тура Мариинки, который в Америке уже назвали "Русские сезоны" по примеру знаменитых дягилевских "Русских сезонов", потрясших Европу более 100 лет назад.
Это огромный проект, рассчитанный на несколько лет и охватывающий несколько городов - от Чикаго до Майами. В его рамках в Нью-Йорке только что с триумфом выступила балетная труппа театра. На концерты оркестра в "Карнеги-холле" распроданы все билеты, а крупнейший в Америке музыкальный телеканал устраивает прямую трансляцию из зала. Мусоргский, Щедрин, Прокофьев, Чайковский - то, что публика любит и ждет.