Владимир Путин ответил на вопросы руководителей ведущих СМИ стран БРИКС
Заявления Владимира Путина руководителям СМИ стран-участниц БРИКС. Встреча в преддверии саммита, который стартует во вторник, 22 октября, в Казани. Он станет первым после расширения организации. Теперь БРИКС — это треть суши и почти половина населения Земли, отметил российский лидер. Наши страны обеспечивают человечество продовольствием, энергией, технологиями. И при этом все меньше зависят от внешнего влияния. Внутри объединения создан свой Банк развития, расчеты в национальных валютах, идет работа над совместным аналогом СВИФТ.
Что же до попыток Запада сдержать это развитие, то санкции чаще бьют по тем, кто их вводит, а в случае с Китаем Штаты и вовсе опоздали на полтора десятилетия.
Штатам нужно задуматься. Они испортили отношения с Россией, вводят постоянные санкции, и это негативно отражается на них. В конечном итоге на них и отражается, в том числе на долларе отражается. Весь мир задумался, стоит ли использовать доллар, если Соединенные Штаты по политическим соображениям ограничивают использование доллара в качестве универсальной международной расчетной единицы. Все задумались об этом, и объем использования доллара медленно, но чуть-чуть сокращается и в расчетах, и в резервах. Даже традиционные союзники Соединенных Штатов сокращают свои резервы в долларах.
А с Китаем что происходит? Тоже одна санкция за другой. И связано это не с политикой, это связано с ростом экономики Китая и с попыткой затормозить этот рост с помощью различных санкций, политически мотивированных.
Знаете, я вам, что хочу сказать? Соединенные Штаты опоздали лет на 15. Они не смогут остановить развитие Китая. Это невозможно сделать так же, как невозможно сказать солнцу: «Не вставай». Оно все равно поднимется. Есть объективные процессы экономического развития, и они связаны с миллионом факторов. И эта попытка сдержать развитие Китая негативно отражается и на экономике самих Соединенных Штатов. Они делают производство ряда своих товаров низко конкурентоспособными, а если дальше пойдут по этому пути, сделают вообще неконкурентоспособными отдельные отрасли экономики.
В ходе беседы затронули и самые острые темы мировой повестки, в том числе события вокруг Украины. Новые попытки просроченного Зеленского спекулировать на теме ядерного оружия. Россия не допустит того, чтобы оно оказалось в руках киевского режима. Любой шаг по его созданию встретит соответствующую реакцию с нашей стороны.
Это очередная провокация. Создать ядерное оружие в современном мире несложно. Я не знаю, способна ли сейчас делать это Украина, это не так просто для Украины сегодняшнего дня. Но в целом, здесь больших сложностей нет, все понятно, как это делать. Это опасная провокация. Безусловно, любой шаг в этом направлении будет встречать соответствующую реакцию. Это второе.
И третье и самое главное заключается в том, что политическое руководство сегодняшней Украины неоднократно уже об этом говорил, еще до того, как кризис перешел в горячую фазу. Они уже тогда, до этого, заявляли о том, что, заявили так, относительно мягко, но тем не менее, говорили о том, что Украина должна была бы иметь ядерное оружие.
Такая угроза будет соответствующую реакцию вызывать в Российской Федерации? Могу сразу сказать, Россия этого не допустит ни при каких обстоятельствах.
Зашла речь и о перспективе возвращения к переговорам, чтобы завершить украинский конфликт. Владимир Путин подчеркнул: должны быть созданы условия для прочного мира, а не временного прекращения огня. Россия к диалогу готова. А вот Киев сам себе его вести запретил. Президент при этом в очередной раз напомнил, что не мы этот диалог в свое время прервали.
Мы в Турции, в Стамбуле, долго вели переговоры, и, результатом этих переговоров стал документ, который был парафирован главой украинской делегации. Он поставил там свою подпись. Он в наличии имеется этот документ. Это проект-договор. И выжимка из него, повторюсь, парафирована главой переговорной делегации. Но если Украина поставила там свою подпись, значит там все устраивало. Во всяком случае какие-то принципиальные вещи. Можно было говорить о каких-то деталях, дорабатывать, но выбрасывать его в помойку, мне кажется, совершенно некорректно. Так можно любой документ выбросить в помойку. Поэтому мы готовы вести диалог о мирном завершении конфликта, но только на базе того документа, который был подготовлен на обстоятельных переговорах в течение нескольких месяцев и парафирован украинской стороной. Вот на этой базе мы готовы продолжать работу. Первое.
Второе. Вышел декрет президента Украины, запрещающий вести с нами переговоры. Декрет-то действует. Пусть для начала отменят хотя бы этот декрет. Ну, это же смешно даже говорить. Все призывают в Москве вести переговоры, а то, что украинская сторона запретила самой себе вести переговоры, на это что, никто не обращает внимания, что ли? Это же просто смешно, да? Но самое главное — база. База — это проект документа, выработанного в ходе Стамбульского переговорного процесса.