Ситуация вокруг конфликта на Ближнем Востоке привела к дипломатическому скандалу в ООН
Израиль объявил, что теперь будет отказывать в выдаче виз представителям организации, а генсек Антониу Гутерриш должен извиниться за свои слова и вообще уйти в отставку. Поводом к столь резким заявлениям стало выступление Гутерриша на открытых дебатах в Совбезе. Генсек осудил атаку ХАМАС на Израиль 7 октября, но подчеркнул: кризис в регионе назревал давно.
«Важно признать, что атака ХАМАС произошла не на пустом месте. Жители Палестины на протяжении 56 лет живут в условиях удушающей оккупации. Они видели, как их земли неуклонно заполнялись поселениями, они подвергались насилию, экономика была задушена, люди были перемещены, дома снесены. Их надежды на политическое урегулирование их тяжелого положения тают на глазах. Но недовольство палестинского народа не может оправдать ужасающее нападение ХАМАС, а ужасающее нападение ХАМАС не может оправдать коллективное наказание палестинского народа», — заявил генсек ООН Антонио Гуттереш.
«Скажите мне, что такое соразмерный ответ на убийства младенцев? На изнасилование и сжигание женщин? На обезглавливание детей? Как вы можете согласиться на прекращение огня с теми, кто пытался стереть вас с лица земли? Соразмерный ответ на резню 7 октября – это полное, полное, до последнего боевика, уничтожение ХАМАС», — заявил министр иностранных дел Израиля Эли Коэн.
В израильском МИДе обвинили Гутерриша в предвзятости, назвав его позицию «пятном» на репутации ООН. А сам министр заявил, что впредь будет игнорировать личные встречи с генсеком.
Что касается дебатов в Совбезе, единого подхода выработать так и не удалось. Ни бразильский, ни российский проекты резолюции, ранее Совет, не принял. Наша страна подготовила еще один новый документ.
Детали сообщил постпред Василий Небензя: «Чтобы Совбез ООН все-таки смог реализовать свое предназначение, мы подготовили альтернативный проект резолюции, составленный на основе апробированного гуманитарного языка и вобравший важные элементы из американского, бразильского и первого российского проектов. Честно говоря, не видим причин, по которым члены Совбеза не смогут дать ему зеленый свет, разве только если прекращение огня и остановка этого нового витка насилия в их планы вообще не входит».