В Москве открывается выставка, посвященная архитектору Алексею Щусеву
Гениальный зодчий с удивительной судьбой, чьи творения стали символами разных эпох. В Москве — грандиозная выставка, посвященная Алексею Щусеву. До революции — любимый архитектор семьи Романовых, а позже — четырежды лауреат Сталинской премии.
Мавзолей, гостиница Москва, здание Наркомзема на Садовом кольце, Казанский вокзал и станция метро «Комсомольская» — это лишь малая часть его наследия. Экспозиция объединила 200 лучших проектов мастера, реализованных, кстати, не только в России. Открытие — завтра, 4 октября.
Сколько раз мы пробегали мимо, спеша на работу или на встречу, не замечая всей этой красоты. Казанский вокзал. Здесь мы обычно пытаемся вспомнить номер поезда и глазами ищем нужный путь. Не успевая, например, увидеть, что эту башню Щусев сделал похожей сразу на две другие: Боровицкую Московского Кремля и одну из башен Кремля в Казани.
Это самый сложный проект мастера. Ему он отдал почти 40 лет жизни. Ради него переехал из Петербурга в Москву, мастерскую оборудовал прямо на вокзале. А на невероятные модели проекта приходил смотреть весь город. Не удержался даже звезда оперы Федор Шаляпин.
На выставке можно увидеть и то, что реализовать не удалось.
Наталья Шашкова: «Именно рукой Алексея Викторовича выполнены эскизы к оформлению вокзала. И это очень нарядная графика. Мы видим, что убранство очень пышное. Потом, когда начались финансовые ограничения, еще до революции, он называл это урисовкой проекта».
Он невероятно точно чувствовал время и фиксировал эпоху в камне. Так было с гостиницей «Москва» в постконструктивистском стиле. Кстати, посетители выставки могут увидеть реальные вещи из номеров: ключи, телефон 30-х годов.
А Мавзолей на Красной площади вообще стал символом. Сначала это была деревянная постройка, на разработку которой у архитектора было всего несколько часов. Но когда стало понятно, что нужно постоянное сооружение, Щусев озадачился, как вписать авангардное строение в уже сформировавшийся облик Красной площади.
Ксения Смирнова: «Он понимает, что нарушать этот исторический контекст нельзя. Но нужно сделать сооружение, которое впишется и будет отличаться. То есть будет видимым и невидимым одновременно. И он обращается к красному граниту, который делает его невидимым на фоне стены, но при этом формы его настолько отличны от всего, что притягивают внимание».
Сооружения Щусева можно встретить в самых разных уголках. До сих пор сохранился русский выставочный павильон в Венеции, гостиница в Батуми, даже был готов проект памятника-маяка Христофору Колумбу в столице Доминиканы.
Один из главных шедевров мастера находится в Ташкенте. Театр оперы и балета задумывался как классический европейский музыкальный театр. Но Щусев, влюбленный в узбекскую культуру, решил добавить национального колорита.
Наталья Шашкова: «Проектная модель театра, которая была создана под наблюдением и руководством Щусева. Замечательные эскизы росписи для фойе театра, сделанные местными узбекскими мастерами». Сложно переоценить работу Щусева в годы Великой Отечественной войны. Он проектировал газо- и бомбоубежища. А потом занимался восстановлением городов. Родной Кишинев, Истра, Великий Новгород.
Ксения Смирнова: «По его проекту все древние постройки Новгорода необходимо было сохранить, восстановить, отреставрировать. И в результате Новгород сегодня является одним из популярных туристических городов именно из-за того, что он сохранил свою средневековую суть».
В каком-то смысле Щусев вернулся к тому, с чего начинал — к храмовому зодчеству. До революции он считал, что именно в проектировании церквей и соборов художника ничто не ограничивает. Он сам придумывал даже то, какими должны быть окна и дверные ручки. А среди его заказчиков была семья императора.
Выставка продлится почти до конца января. И это шанс по-новому посмотреть на те произведения искусства, которые окружают нас почти каждый день. И возможно, в очередной раз опаздывая на работу, кто-то все-таки остановится, чтобы просто полюбоваться.