Российские летчики после атаки противника, рискуя жизнью, спасли Су-25
Эксклюзивный репортаж Первого канала. Денис Литвинов – подполковник, о его подвиге в Минобороны рассказали в минувшие выходные. Во время выполнения боевой задачи на штурмовиках Су-25 самолет сбили с земли. Но Литвинов не только спас жизнь своему товарищу, но и отразил еще одну атаку противника.
Су-25, в который попала ракета из украинского ПЗРК, попала в двигатель, вот, посмотрите, какие разрушения. Летчик молниеносно среагировал, перекрыл подачу топлива, чтобы не было возгорания. Осколками посекло фюзеляж, была нарушена работа тяги управления. Соответственно самолет частично потерял систему управления, но летчик спас машину, не катапультировался, довел самолет до аэродрома и посадил.
В тот день двойка Су-25 выполняла несколько боевых задач, после очередной, когда ювелирно уничтожили опорный пункт ВСУ, с земли по самолетам открыли огонь.
Денис Литвинов, летчик: «При выводе из атаки была пущена ракета в ведомого летчика, был поврежден правый двигатель. Повреждения, видите, намного серьезнее, чем предполагалось. Двигатель полностью перестал функционировать. Также разнотяг двигателей, из-за того, что левый двигатель продолжал работать на повышенных режимах».
Поражения самолета были критическими, он сильно кренился, его бросало из стороны в сторону. Как в таких условиях летчику удалось его стабилизировать, сложно представить. Катапультироваться при таких обстоятельствах было опасно не только потому, что все произошло над территории противника, но и из-за предельно малой высоты, чуть больше 100 метров, парашют при катапультировании просто бы не успел раскрыться. В эти доли секунды не было места паники, мгновенный анализ ситуации и слаженная работа в паре.
– То есть, вот этот самолет сначала летел вторым?
– Да, он летел ведомым сзади. По моей команде я ему сказал выходить вперед для того, чтобы контролировать, какие у него повреждения. И в этот момент, когда он проходил, наблюдая его по зеркалам, увидел, что вторая ракета пошла. В этот момент я ему дал команду «отходи, прикрою». Пристроился сзади с отстрелом тепловых ловушек.
– То есть, ловушка, она забрала на себя вторую ракету?
- По сути, да, – отвечает Денис Литвинов, летчик.
Оба Су-25 взяли курс на свой аэродром. У подбитого полностью отказала система навигации и показания всех приборов. Самолет фактически ослеп. Долететь и посадить его удалось благодаря командам-подсказкам по радиосвязи второго летчика, подполковника Литвинова.
– При заходе на посадку от меня что требовалось? Убедиться в том, что выйдут шасси для того, чтобы они встали на упор, и можно было выполнить безопасную посадку.
– Удивительно, как в такой ситуации можно сохранять самообладание?
– Ведомый летчик проявил хладнокровие, профессионализм свой летный. А то, что он имеет большой налет, имеет большой опыт работы с этим самолетом, ему позволило сохранить и жизнь, и самолет привезти на посадку.
Этот подбитый Су-25, кстати, подлежит восстановлению. Ему заменят двигатель и поврежденные узлы, и он снова встанет в строй. Штурмовик уникальный по своей живучести, надежный, у него мощная бронезащита. Оба летчика уже представлены к государственным наградам.