Состоялись переговоры глав МИД России и Украины
В рамках форума, посвященного дипломатии, сегодня в турецкой Анталье встретились главы МИД России и Украины.
По одной камере и фотографу от каждой стороны пустили в зал от силы на полминуты. Удалось заснять П-образный стол. Во главе медиатор — министр иностранных дел Турции Мевлют Чевушоглу. По сторонам — россияне и украинцы. Узкий состав, никаких протокольных слов и уж тем более рукопожатий. Однако уже сам факт этой встречи выводит российско-украинские переговоры на новый уровень.
Турция — инициатор этой встречи. О переговорах министров в телефонном разговоре с Владимиром Путиным договорился лично президент Эрдоган. Он же стал гарантом покоя и безопасности делегаций. Эти кадры мы сняли в момент прилета Сергея Лаврова. С крыши аэропорта безопасность главы МИД России обеспечивали турецкие снайперы.
Утром в четверг Лаврова и Кулебу поочередно встречал министр Чевушоглу. С каждым он провел короткую встречу в формате без галстуков.
Журналисты, а их на переговоры аккредитовалось около трех сотен, в это время прорывались к месту встречи. Тем, кто попал в кулуары переговоров, предстояло выбирать, на чью пресс-конференцию идти. Два огромных зала были приготовлены для общения с прессой Сергея Лаврова и Дмитрия Кулебы отдельно. И вопросы хотели задавать все.
Спустя ровно полтора часа, как, кстати, и было запланировано, встреча министров иностранных дел завершилась. И вот первые результаты.
— С. Лавров: Мы сегодня в основном говорили по инициативе наших турецких друзей о гуманитарных вопросах. И мы объяснили, какие меры предпринимают наши военные на земле для того, чтобы содействовать облегчению участи гражданских лиц, которые оказались в значительной степени, в значительной своей части заложниками.
Так называемые нацбаты продолжают использовать гражданских в качестве живого щита, Россия со своей стороны прилагает максимум усилий, чтобы защитить мирных жителей Украины.
— С. Лавров: Мы подтвердили что инициатива, с которой выступила в свое время российская сторона по ежедневному открытию гуманитарных коридоров, она остается в силе.
Кулеба начал пресс-конференцию на несколько минут раньше и еще до того, как заговорил Лавров, успел сообщить, что договориться о временном прекращении боевых действий министрам не удалось. Сергей Лавров это услышал и тут же парировал — прекращение боевых действий не было предметом министерской встречи. Практические вопросы разрешения ситуации на Украине обсуждаются на переговорах в Беловежской пуще. Так что контакты глав МИД не должны их подменять и обесценивать. Однако и новый формат может быть жизнеспособен, это признают обе стороны.
— Д. Кулеба: Я буду готов встретиться снова в этом формате, если будут перспективы предметной дискуссии и поиска решений. Я считаю, что, когда два министра иностранных дел встречаются, они имеют мандат вести переговоры о темах мира, безопасности. И я готов продолжать это взаимодействие.
Кстати, украинские журналисты сегодня на общих правах тянули руки на пресс-конференции Сергея Лаврова. Слово получил репортер Общественного телевидения Украины. Ответа ему было мало, и он попытался спровоцировать перепалку с министром. А вот о чем спрашивали западные журналисты.
— С. Лавров: Планируем ли мы нападать на другие страны? На другие страны мы нападать не планируем. Мы и на Украину не нападали.
Сергей Лавров повторяет это снова и снова, чтобы всем было предельно понятно.
— С. Лавров: Мы не хотим милитаризации Украины в НАТО ли, без НАТО ли. Мы не хотим сохранения тенденции к построению на Украине неонацистского государства с неонацистскими традициями. И, конечно же, мы хотим, чтобы Украина была нейтральной. И то, что сейчас, судя по выступлениям президента Зеленского, понимание именно такого подхода начинает пробивать себе дорогу, вселяет определенный оптимизм.
Но пока что Киев продолжает вооружаться. Через границу с Польшей поставки днем и ночью, в том числе тысяч переносных зенитно-ракетных комплексов.
— С. Лавров: Это на долгие годы будет создаваться угроза, будут создаваться риски для гражданской авиации. И отнюдь не только в украинском небе, они могут расползтись по всей Европе.
По-прежнему в центре внимания и обнаружение на Украине сети биолабораторий, финансируемых Пентагоном.
— С. Лавров: Насчет того, что они это свое оружие уже применяли, у меня данных нет. Но то, что это совершенно были не мирные эксперименты, а эксперименты, нацеленные на создание биологического оружия, причем, так сказать, этнически ориентированного, в этом практически не остается сомнений.
Фоном сегодняшних переговоров стало и то, что практический каждый день Киев требует организовать прямые переговоры Путина и Зеленского. Напрашивался вопрос.
— С. Лавров: Я думаю, что всем хорошо известно, президент Путин никогда не отказывается от контактов. Мы только хотим, чтобы эти контакты организовывались не ради самих себя, а для того, чтобы фиксировать какие-то конкретные договоренности. Мы сегодня подтвердили, что президент Путин не отказывается от встречи с президентом Зеленским, и, наверное, когда-то, я надеюсь, такая необходимость возникнет, но для этого надо провести подготовительную работу, которая идет по белорусскому треку. Три раунда состоялись, наши предельно конкретные предложения взяты украинской стороной, и она нам обещала, что будут предельно конкретные ответы. Мы ждем.
Однако рабочая программа Сергея Лаврова в Анталье продолжилась. Уже состоялись встречи с вице-президентом Венесуэлы, спецпредставителем генсека ООН по Сирии и гендиректором МАГАТЭ, министрами иностранных дел Армении и Азербайджана.