Бенефициары войны: кто в Америке зарабатывает на поставках оружия на Украину
«Топить» других, преследуя свои интересы что в спорте, что в глобальной политике, со времен гангстеров в Америке принято говорить «ничего личного, просто бизнес». И если между строк читать историю раскручивания очередного витка антироссийской истерии, там тоже много «про бизнес». У внимательного зрителя могло возникнуть дежавю, почему едва ли не каждый на Западе шлет Киеву противотанковые комплексы «Джавелин» и «Стингер». Действительно, кажется, что именно их на Украине уже больше, чем мужчин призывного возраста. Все станет понятно, если узнать, какая компания производит эту технику, кто ее топ-менеджеры и как сложилась карьера их друзей.
«Не гольф, а рыбалка – хобби настоящего демократа!». Еще в конце 80-х политики, которые позже составят костяк команды Клинтона, а после Обамы, любили обсудить дела на природе. Их так и называли: группа «ловцов форели». Это идейные сторонники экспорта демократии в заокеанские страны, причем любой ценой. Если крупная рыба не клевала на американскую мечту, «ловцы форели» сразу же предлагали отложить удочки и взяться за динамит.
А уж поставщики «динамита» были тут как тут. Одна из самых крупных компаний американского военно-промышленного комплекса Raytheon Technologies 90% дохода получает с госконтрактов, бесперебойность которых обеспечивает американская внешняя политика.
Сенатор Ричард Блюменталь на свои избирательные кампании, только по открытым данным, получил от Raytheon Technologies 258 тысяч долларов. Первые выплаты начались в 2016, и в том же году Блюменталь начал лоббировать в Вашингтоне идею передачи контракта на производство двигателей для истребителей F-35 фирме Pratt&Whitney, дочерней компании той самой Raytheon: «Качество запчастей не вызывает вопросов с тех пор, как мы рассматриваем как поставщика компанию Pratt&Whitney»
В итоге компания получила заказ на 579 миллионов долларов. Пять лет назад Блюменталь вдруг начал так же активно выступать за поставки оружия Украине: «Возросшая агрессия России приводит к большему количеству раненых украинских солдат. США должны увеличить свою поддержку. Мы непреклонно будем рядом с народом Украины в этой войне. Я глубоко впечатлен решительностью украинцев. Они отважные, они стойкие, они будут сражаться на улицах своих городов, если мы дадим им оружие, которое им нужно. Вот почему я призываю передать им переносные зенитно-ракетные комплексы “Стингер” и “Джавелин”, чтобы они могли уничтожать танки и самолеты».
Стоит ли говорить, что оба этих комплекса производит Raytheon Technologies? За пять лет одни только «Джавелины» принесли компании полтора миллиарда долларов, причем Украина для нее – ключевой рынок. Пикантность ситуации еще и в том, что Ричард Блюменталь, один из главных ястребов в Сенате, пытался выдать себя за ветерана Вьетнама.
Такер Карлсон, ведущий Fox News/США: «Этот парень врал всем, что сам воевал, а теперь с воодушевлением рассуждает о том, как украинцы будут сражаться и погибать в уличных боях. До чего же мерзкий тип. Такие люди разжигают войну. Не для того, чтобы защитить украинскую демократию, на Украине ведь нет демократии и никогда не было. Это страна-клиент администрации Байдена. Мы просто отправляем им оружие и создаем все условия для того, чтобы они смогли его применить».
Тут важно понимать, что таких спонсоров у сенатора десятки, а сенаторов таких у гиганта ВПК еще больше. В последний выборный цикл Raytheon потратила на поддержку политиков и лоббистов почти 20 миллионов долларов, одинаково щедро финансируя кампании как Байдена, так и Трампа.
Украина получает оружие на деньги американских налогоплательщиков, а зарабатывают вашингтонский госаппарат и присосавшийся к нему крупный бизнес.
Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ: «Правительство Соединенных Штатов приобретает американское же военное оборудование, американские же вооружения и безвозмездно предоставляет их Украине, тем самым решая и военную задачу, геополитическую задачу по сдерживанию России, и одновременно оказывает поддержку своему же военно-промышленному комплексу. Потому что это все, конечно же, оплачивается, но оплачивается из американского федерального бюджета».
Для надежности свои люди у Raytheon Technologies не только в законодательной, но и в исполнительной ветви власти. Министр обороны Ллойд Остин, например, бывший член совета директоров и крупный акционер гиганта, даже продемократический Сенат утверждал его со скрипом, как раз из-за конфликта интересов: «Raytheon – один из крупнейших военных подрядчиков в мире. Я понимаю, как это выглядит, и ваши сомнения по этому поводу. Что касается самоотвода, я не планирую к этому прибегать и не думаю, что в этом возникнет необходимость».
Кстати, прошлый министр обороны, Марк Эспер, тоже бывший топ-менеджер Raytheon. Компания не скрывает, что заинтересована в украинском кризисе и даже использует его в рекламных целях: «По мере того, как США все больше вмешиваются в разрастающийся конфликт между Украиной и Россией, одни из самых крупных оружейных компаний мира Raytheon и Lockheed Martin открыто говорят своим инвесторам, что напряженность в отношениях между странами полезна для бизнеса».
Raytheon Technologies – крупный спонсор Центра стратегических и международных исследований, где работал будущий госсекретарь Энтони Блинкен, который, кстати, еще и свое агентство, лоббирующее оборонные контракты, открыл. Кроме того, оба, госсекретарь Блинкен и глава Пентагона Остин, были партнерами-совладельцами компании Pine Island Capital Partners, которая зарабатывает на инвестициях в предприятия ВПК, и вот что сама про себя говорит: «Pine Island Capital Partners работает, преимущественно, в аэрокосмической и оборонной отраслях, а также в правительственном секторе, где у компании есть обширные связи и необычный доступ к информации».
С приходом Остина и Блинкена Белый дом увеличил военную помощь Украине почти в два раза: в среднем, с 350 млн долларов в год до 650 млн в прошлом году. Судя по всему, в нынешнем будет и того больше.
Энтони Блинкен, государственный секретарь США: «Мы выделяем значительные суммы на оборонную помощь Украине. В этом году уже почти полмиллиарда долларов».
Блинкен – один из главных «ловцов форели»: всю свою политическую карьеру он приветствовал любые военные конфликты, которые развязывали Штаты.
Питер Кузник, профессор истории Американского университета в Вашингтоне, директор института ядерных иссллледований: «Госсекретарь Блинкен поддерживал ввод войск в Афганистан, поддерживал ввод войск в Ирак, поддерживал военные операции США на Балканах, поддерживал операции США и НАТО в Ливии, поддерживал бомбардировки в Сирии. С таким подходом нами всегда будут управлять люди из военного лагеря».
В энергетической сфере тоже правят бал лоббисты. Сенатор Тед Круз от нефтегазовых компаний получил более четырех миллионов долларов. И так отчаянно требовал санкций против «Северного потока-2», что даже блокировал назначения чиновников в администрацию президента, повод при этом был совершенно фантастический: «В 2014-м году Путин вторгся в Крым, но не дошел до Киева и не присоединил остальную Украину. Почему? Потому что российский газ идет в Европу по трубам, проложенным через Украину. И в случае вторжения, украинцы могли взорвать трубу и отрезать Россию от рынков. Так вот “Северный поток-2” построили, чтобы транзит шел в обход Украины, только затем, чтобы ввести танки в Киев».
Раздутый ими же украинский кризис Штаты используют для атаки на российский газопровод. Американский СПГ, сжиженный природный газ, торгуется на так называемом спотовом рынке быстрых сделок. Европейцам СПГ всегда обходится дороже, часто в несколько раз, чем голубое топливо, которое Газпром поставляет по долгосрочным контрактам.
Стив Хилтон, советник премьер-министра Великобритании в 2010-2012-гг.: «Байден был предельно ясен, когда отвечал на вопросы репортеров: “Да, если Путин начнет вторжение, не будет никакого “Северного потока!”. А когда о том же спросили немецкого канцлера, который стоял рядом, тот даже название “Северный поток” ни разу не упомянул. Он не подтвердил слова Байдена!».
Это Британия, которая сидит на норвежском газе, может слепо поддерживать любые санкции, продвигающие американский СПГ в Европу. У Германии совсем другая ситуация.
Игорь Юшков,эксперт Финансового университета при правительстве РФ: «Европейцы резонно задают вопрос: а что будет, если вдруг прекратятся поставки газа из России? Потому что если ввести санкции против Газпрома, то компаниям, по сути, будет запрещено с ним расплачиваться за поставки газа. А бесплатно ничего предоставлять не будет. И если Россию отключить от свифта, как тогда перечислять через банковские операции оплату за тот же самый газ?».
Американский газ не просто дороже российского, он еще и менее экологичный, к тому же его не хватит на всех. На фоне дефицита в Европе этой зимой Штаты почти вдвое нарастили поставки через Атлантику, став крупнейшим экспортером СПГ, но дополнительных объемов у них просто нет и в обозримом будущем не предвидится.
Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики: «Европа как более мелкий и менее привлекательный рынок оказывается в зависимости от рынков в Азии. Если цены в Европе слишком оторвутся от азиатских, ну, упадут, то какой поставщик СПГ захочет продавать газ в Европе? Он же волен не продавать, он не связан долгосрочными контрактами. Он хочет, привозит, не хочет, не привозит».
Еще одна проблема – отсутствие в Европе условий для получения и транспортировки американского СПГ. И здесь снова политики помогают бизнесу.
Амос Хохштейн, старший советник Госдепартамента США по вопросам энергетики: «Я всегда считал, что источники энергии не должны использоваться как оружие или инструмент сдерживания. Все страны должны иметь доступные и надежные источники энергии».
Амос Хохштейн – один из главных переговорщиков Госдепа по энергетике, бывший топ-менеджер газодобывающей компании Tellurian. Вместе с лоббистами из центра «Атлантический совет», который спонсируют энергетические гиганты, вроде Chevron, он выбил в Конгрессе средства для поддержки «Инициативы трех морей». В рамках этого проекта в Прибалтике, Польше и Хорватии построят морские терминалы для приема американского СПГ. Забавно, что деньги Конгресс выделит через акт «О защите суверенитета Украины», а сама Украина при этом будет переплачивать, покупая газ дяди Сэма с наценкой у польских посредников.
Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности: «Американцы, безусловно, заинтересованы в энергетическом кризисе в Европе. Первая причина, это коммерческая, создать условия для привлечения инвестиций в новые проекты СПГ у себя. Второй фактор — это глобальная конкуренция, и где Евросоюз, это основные промышленные страны Европы являются конкурентами США за рынки. И, продавая им свою же энергию за более высокую цену, они повышают свою конкурентоспособность в ущерб и за счет конкурентоспособности европейских, так называемых союзников».
Американцы демонизируют Россию, чтобы убедить ЕС переплачивать ради надуманной «энергетической независимости от Москвы», а сами при этом увеличивают поставки российской нефти. С допандемийного февраля 2019-го импорт вырос почти в три раза. Американским энергогигантам украинский кризис только на пользу: крупнейшие экспортеры СПГ срочно строят заводы и терминалы в Техасе, Луизиане и Пенсильвании.
Тулси Габбард, быывший кандидат на пост президента США от Демократической партии: «Президент Байден может предотвратить этот кризис, просто гарантируя, что Украина не станет членом НАТО. Потому что если Украина войдет в НАТО, американские и натовские войска окажутся у России на пороге, что, как утверждает Путин, угрожает интересам ее национальной безопасности. В реальности ведь вероятность вступления Украины в НАТО крайне, крайне мала. Так почему бы Байдену и лидерам НАТО просто не гарантировать ее невступление? А поскольку Байден и его союзники этого не делают, я прихожу к выводу, что, на самом деле, они хотят, чтобы Россия напала на Украину. Зачем? Во-первых, это даст администрации Байдена повод наложить тяжелейшие санкции на Россию и русских. Во-вторых, это возвращает нас в холодную войну. Наш военно-промышленный комплекс, который полностью контролирует администрацию Байдена, крупно выиграет от этого».
И не нужно быть «ловцом форели», чтобы понимать: самая крупная рыба водится в мутной воде, а чтобы мутить воду, надежнее всего устроить сильный шторм.