В Сочи стартовал 15-й юбилейный Зимний международный фестиваль Юрия Башмета
Звезды мировой величины и все жанры музыкального и театрального искусства на Черноморском побережье. Организаторы 15-го Зимнего международного фестиваля Юрия Башмета подготовили немало премьер, но будут и уже полюбившиеся зрителям постановки и программы.
Не похожее ни на что звучание. Это се — один из древнейших духовых инструментов — по сути, такой губной орган. Помимо привычных концертных атрибутов на сцене нагревательный элемент. В перерывах между партиями японский музыкант подносит к нему инструмент.
«Внутри него всегда есть немного конденсации, влаги, из-за этого трудно играть, звук не очень чистый, поэтому я подогреваю его, чтобы конденсат ушел и инструмент был готов», — поясняет музыкант из Японии Манабэ Наоюки.
Мировую премьеру пьесы, написанной для инструмента се, представили на гала-концерте. А вот если прямо сейчас закрыть глаза, на слух не сразу можно понять — женщина или мужчина исполнитель. Обладатель редкого и удивительного контртенора — самого высокого из мужских оперных голосов австриец Макс Эммануэль Ценчич.
Зимний фестиваль искусств в этом году — это множество мировых премьер и лучшее, что было здесь за 15 лет существования культурного форума. Как уже визитная карточка — постановка «Не покидай свою планету».
Минимум декораций. Только актер, который за время спектакля перевоплощается в разных героев, и музыка в исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы». Постановку презентовали именно здесь, на сцене Зимнего театра в рамках фестиваля. И неизменно, который год аншлаги.
«Мы пытаемся говорить о тех вещах, которые кажутся слишком простыми: о любви, о дружбе, о душе. И мы пытаемся об этом говорить языком Экзюпери. Если пользуется таким зрительским вниманием, наверно, мы попали в зрителя», — отмечает Константин Хабенский.
Виртуозно дирижирует оркестром и всем фестивалем маэстро Юрий Башмет. Шедевры здесь рождаются в смешении стилей, смелом эксперименте с формой и жанрами.
«Нужно идти опережая, поэтому и возникают какие-то идеи, которые должны не просто удивлять. Нужно зрителя, слушателя заставить поработать во время концерта или спектакля. Чтобы он задумался и чтобы он вместе с тобой тоже работал, тогда он станет соучастником этого процесса рождения звука, слова», — отмечает Юрий Башмет.
За полторы недели на нескольких площадках фестиваля почти 30 спектаклей и концертов. Половину из них юные театралы смогут посетить по «Пушкинской карте».
Узнаваемые герои Федора Михайловича Достоевского. Здесь проиллюстрирована и «Кроткая» — одно из последних произведений писателя. Оно легло в основу ключевой премьеры фестиваля. Актер Сергей Гармаш участвует в моноспектакле впервые, для него это новый опыт. Но на сцене он будет не совсем один.
«Тут еще режиссером придумано, что у нас в этом спектакле оркестр — действующее лицо. И они очень во многом помогают моей игре — я с ними общаюсь, разговариваю», — рассказывает Сергей Гармаш.
Фестиваль, как калейдоскоп, — здесь и сербский режиссер и музыкант Эмир Кустурица, и вечер джаза, и испанский национальный балет, и театральные постановки с именитыми артистами, и международный конкурс молодых композиторов. Центр театральной жизни на время перекочевал в Сочи.