В Москве открылась выставка картин Владимира Брайнина «Феномен льва»
Давайте отвлечемся от индустриального мира и окунемся в другой. Тот, что просто так не принимает. Его надо рассмотреть, почувствовать. Неповторимая атмосфера многовекового города. Неожиданные оттенки, казалось бы, совсем привычного. В Москве открылась выставка картин Владимира Брайнина «Феномен льва». Без них, беззубых стражей или обитателей столичных фасадов, никак. Это обратная связь.
Старая люстра на дереве, ржавчина лестницы, современный неон и кладка кирпича, которой не одна сотня лет. Московские закутки переулков, каждый со своим лицом. И вот в таком обшарпанном помещении в Хохловском переулке, кажется, можно разглядеть настоящие портреты Москвы.
Да, именно портреты. Ведь город на этих картинах — главный герой и персонаж с тысячами разных историй, запрятанными в трещинках на фасадах, в изгибах арок, в причудливой лепнине и даже в лужах на асфальте. Перевернутый мир художника Владимира Брайнина.
«Когда мы смотрим на мир, на жизнь, мы видим массу всего, что нас отвлекает. Как только это отражается в луже, это становится гораздо более обобщенным, гораздо более знакомым по какому-то ранешниму движению, когда мы там проходили или вспоминаем, что это когда-то было», — рассказывает художник Владимир Брайнин.
Все это не пейзажи с натуры. Владимир Брайнин пишет свою Москву по памяти. А может, и вообще разбирает, словно на небольшие фрагменты, сами сновидения. Это то времена из детства, то места без времени вообще, нет пешеходов. Зато в центре безымянной столичной площади вдруг появляется плитка, голубая вода, рыба.
«Допустим, вы выходите из рыбного магазина, он у вас остается в памяти. Вы видите переход, представляете, что этот переход превращается в часть бассейна с рыбами. Все это охватывает некий город, с машинами, со снегом, с таянием», — рассказывает художник Владимир Брайнин.
Картины-ощущения как для художника, так и для зрителя. В центре экспозиции настоящее столичное сафари — львы, поглядывающие на прохожих. С ворот и колонн, снизу и сверху — они наблюдатели. Эпоха за эпохой под знаком московского льва.
«Льва охраняющего, льва спокойного, льва, потерявшего усы, остались только точки от бывших усов. И страж, и свидетель, и химера, с открытым ртом. Возможно, они поют. Возможно, кричат. Возможно, сожалеют о чем-то», — говорит Владимир Брайнин.
«Феномен льва» — так и называется новая выставка Владимира Брайнина. Именно этот феномен художник предлагает хотя бы попытаться разгадать. Само место для экспозиции — не случайное. Бывшие палаты дьяка Украинцева готовятся к переходу в новую эпоху, к реконструкции, но пока время здесь буквально обнажено.
«Искусство Владимира Брайнина невероятно подходит именно к этому руинированному, прошедшему сквозь века, где есть наслоения XVII-XVIII веков, князей Голицыных. Вот в этом месте был архив Министерства иностранных дел. Здесь Пушкин сидел и работал над "Годуновым". Это фантастическое место», — отметил куратор выставки Георгий Никич.
Превратить в фантастическое нечто, казалось бы, обыденное — в этом талант художника Брайнина. И вот уже не представляешь, как можно просто пройти мимо этих стен, подъездов и закоулков.
«Какое-то тепло, история — что-то из детства. Этот дом столько всего знает, эти стены пропитаны такой энергией», — делится впечатлениями посетитель выставки Полина Чумикова.
«Я постоянно, когда гуляю, загуливаю во всякие арки, переулки. Только так такие места можно найти, очень люблю их на самом деле», — сказал Василий Калинников.
«Сейчас Владимир Ефимович нам сказал адрес, где находится лев, мы планируем пойти посмотреть. Своеобразный квест — найди всех львов», — говорят посетители выставки Иван Лавриненко, Анна Плещева
Это действительно путешествие, настоящий поиск сокровищ. Владимир Брайнин исследует столичные лабиринты улиц уже больше 40 лет. Впрочем, сам себя он называет не исследователем — наблюдателем. В этом художник словно напоминает одного из своих львов.