Сенат США обсуждает санкции против «Северного потока-2»
Запасы газа в хранилищах Европы опустели больше, чем наполовину. Впервые за 10 лет это произошло так рано: только середина зимы. Между тем, санкции против «Северного потока-2» вынесли на обсуждение в американском Сенате. Законопроект хоть и отклонили, но на этом антироссийские баталии не заканчиваются.
Пока в Европе дипломаты вели важнейшие переговоры о безопасности, здесь, в Вашингтоне, сенаторы попытались вооружиться санкциями. И опубликовали сразу два законопроекта о новых ограничениях. Один касается непосредственно России, второй – «Северного потока-2».
Законопроект республиканца Теда Круза провалился. Его не поддержали даже некоторые однопартийцы.
Рэнд Пол, член Сената Конгресса США от республиканской партии: «Противники газопровода в основном, что не удивительно, представляют Штаты, которые делят рынок поставок природного газа. Это протекционизм. А не забота о национальной безопасности».
Большинство демократов проголосовали против инициативы Круза, но в то же время внесли в Конгресс свой законопроект о санкциях. Впервые предлагается ввести ограничения против руководства России, включая президента и премьер-министра. Но только в случае так называемой эскалации на Украине. Причем что именно считать обострением, должен определять президент США.
Сергей Лавров в эксклюзивном интервью программе «Большая игра» на Первом канале напомнил, что Владимир Путин в последнем телефонном разговоре с Джо Байденом предупредил: подобные провокации могут привести к разрыву отношений. Лавров назвал идею а новых санкциях абсурдной: «Я считаю, что это своего рода такой нервный срыв, понимаете. Это в бесконечном утверждении собственного величия люди где-то дошли уже до какой-то психологической отметки, которую очень трудно объяснить. Мы не будем никогда махать дубинкой и требовать вот на переговорах, что если вы так не поступите, то мы вас будем бить. Мы будем реагировать на реальное развитие событий».
Завершившиеся в Европе переговоры Лавров охарактеризовал как деловые, при этом отметив нежелание США и НАТО идти на компромисс по ключевому вопросу, нерасширению альянса на восток. Запад таким образом пытается утвердить свое доминирование и готов обсуждать только то, что считает необходимым для продвижения своих собственных интересов. Например, вопросы связанные с размещением ракет в Европе и ограничением военных маневров.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Они выдернули только этот элемент. Но если он будет рассматриваться в отрыве, но это в принципе полезное дело, но в отрыве от главного требования не расширения НАТО на восток, он едва ли будет иметь существенное значение. Поэтому мы продолжим режим ожидания. Ожидание не может быть долгим, и президент об этом очень ясно сказал».
Как заявили российские дипломаты, участвовавшие в переговорах, и США, и НАТО пообещали дать ответ на следующей неделе, причем в письменной форме. Договоренности о датах новых встреч пока нет, но США надеются на продолжение диалога.
Джейк Салливан, советник президента США по национальной безопасности: «Мы рады поговорить. Мы готовы рассказать о том, что беспокоит нас, и выслушать, что волнует русских. Но также с самого начала мы дали понять, конкретный, ощутимый прогресс возможен только при деэскалации».
В Вашингтоне преподносят переговоры так, как будто они касаются прежде всего Украины. И заявляют: НАТО не будет захлопывать двери для бывших советских республик, чего требует Россия. Но авторы The New York Times утверждают: Украину в обозримом будущем не примут в альянс: «За два десятилетия войны в Ираке и Афганистане, по словам экспертов, стремление господина Байдена к расширению НАТО значительно остыло. Еще в июне госсекретарь Блинкен заявил сенаторам: "Мы поддерживаем членство Украины в НАТО". Однако господин Байден был гораздо более осмотрителен в своих публичных комментариях и спускал на тормозах разговоры о членстве Украины в НАТО».
Сергей Лавров подчеркнул: правила поведения в евроатлантическом регионе давно были выработаны в рамках ОБСЕ: ни одно государство не может обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других и не имеет права претендовать на доминирование, но США ведь все измеряют через двойные стандарты: «Не забудем то, что господин Блинкен сказал про Казахстан. Что он публично потребовал у Казахстана объяснений, почему Казахстан пригласил миротворцев из Организации договора о коллективной безопасности. Это как? Это значит, я не знаю, Черногория имеет право присоединяться к НАТО, а Казахстан, присоединившись к ОДКБ 20 лет назад, таким правом не обладает? Государственный секретарь солидного государства такие вещи заявляет».
А еще Блинкен утверждал: «Не было никаких обещаний, что НАТО не будет расширяться».
Хотя документы, имеющиеся в американском архиве, говорят об обратном. Госсекретарь Бейкер в 90-е обещал Горбачеву: альянс не продвинется «ни на дюйм на восток». Но слово джентльмена в современном мире, видимо, ничего не значит. Именно поэтому Россия настаивает на юридических, закрепленных на бумаге гарантиях безопасности со стороны НАТО. На вопрос остается ли после серии переговоров оптимизм, Лавров ответил так: «У нас есть такая пословица. Кто такой пессимист? Пессимист – это хорошо информированный оптимист».