Во Франции отмечают 200-летний юбилей Гюстава Флобера кулинарным марафоном
Франция широко и вкусно отмечает 200-летний юбилей Гюстава Флобера - гения европейской литературы XIX века, известного своей страстью к национальной кухне. В своих романах он подробно описывал рецепты, которые сейчас и воплощают повара, участвующие в кулинарном марафоне.
Вряд ли в XIX веке закуску из гребешков подавали с дайконом, японской редькой, но это деталь. Одно из любимейших блюд Гюстава Флобера — и сейчас одно из самых популярных во Франции.
«Вся наша кухня немного от Флобера. И я через мои блюда как будто тоже рассказываю о нем, добавляя немного своего, немного экзотики и чуточку легкости», — отмечает шеф-повар Кристоф Пуарье.
50 поваров из Нормандии, откуда родом великий французский писатель, в честь его юбилея включились в кулинарный марафон, смело заявив: наследие Гюстава Флобера — не только пища духовная. Обеды а-ля Флобер, рецепты, взятые из его книг и дневников, блюда, вдохновленные его произведениями. Вот это, например, пирожное Саламбо. Так озаглавлена одна из его повестей.
«Заварное тесто, крем с ромом, карамельная пластинка и миндаль сверху — просто и элегантно, как его проза», — говорит кондитер Николя Гуэн.
Он успел написать совсем немного. Его главный роман — «Госпожа Бовари» — современники не оценили и даже судили автора за безнравственность. Настоящая слава пришла к писателю уже после смерти. Теперь его именем называют теплоходы, улицы, школы. Он смотрит с фасадов домов и витрин магазинов.
«Это великий писатель, один из самых переводимых и один из самых известных французских авторов. Мы гордимся своим земляком», — говорит сенатор Катрин Морэн-Десайи.
Свое вдохновение Флобер черпал в сытной нормандской кухне. Его творческий дух укрепляли жирные устрицы, сыр, бычьи щеки в сметане — без нее и сейчас тут не обходится ни одна трапеза.
«Когда я был маленький, все застолья были а ля Флобер. Свадьбы, именины. Помню, моя тетушка устраивала раз в год роскошный пир, и на столе было множество блюд, а сейчас чаще одно», — рассказывает житель Нормандии.
Флобер был известный гурман. Раз в месяц он устраивал литературные обеды: Ги де Мопассан, Эмиль Золя, Альфонс Доде, братья Гонкур и его близкий друг Иван Тургенев были неизменными участниками этих пиршеств. Меню переходило потом на страницы произведений. Свадебный обед в «Госпоже Бовари» будто списан с одной из таких встреч: «Подали четыре филе, шесть фрикасе из кур, тушеную телятину и три жарких, а на середине стола поставили превосходного жареного молочного поросенка, обложенного колбасками, с гарниром».
Порой кажется, что в Нормандии за минувшие столетия мало что изменилось, и даже местные жители, как будто, прямиком из XIX века.
Здесь чтут историю и традиции, но кулинарные пристрастия все же отличаются от тех, что были во времена Флобера. Суши теперь едят чаще лукового супа. Кебаб уже соперничает с традиционной андуйетт. На базаре спорят — что из сегодняшней нормандской кухни готовят так же, как и 200 лет назад.
Торжества по случаю юбилея продлятся целый год. Между тем в книжных магазинах на произведения Флобера вырос спрос, и кулинарный марафон тоже сыграл свою роль: путь к большой литературе порой лежит через желудок.