Первая международная биеналле открылась в Мультимедиа арт музее
Синтез науки, инновационных технологий и искусства. То, с чего когда-то начинались кино или фотография, сегодня уникальные арт-объекты, созданные на основе нейросетей, робототехники, виртуальной реальности. Первая международная биеналле — это 60 проектов из 12 стран.
Катрин и Адам прямиком из Австралии. Оба технари, разрабатывают роботов и занимаются проблемами физики. В Москву привезли, как шутят, «аналогового» сына. А еще свое изобретение — таутофон. И когда говорят о нем, теряешься: это они о ребенке или уже о проекте?
«Все началось с любви. Наш проект начался с того, что мы влюбились друг в друга. Лазер — это световые лучи, а тут их звуковой эквивалент. Он отражается от всего и звучит. Звук всегда разный, новое здание, одежда и даже каждый человек звучит по-своему», — говорят художники из Австралии Катрин Хохшу и Адам Донован.
На биеннале будущего художники из разных стран. Но в основе всех их сложных арт-концепций — простое человеческое чувство, например, любопытство, или, скажем, страх, как у художника Станза. Станз боится, что скоро прямо в мозг можно будет загрузить терабайты информации.
«И вот вопрос: если есть возможность имплантировать большие данные, вы сделаете это? А если не все смогут загрузить данные, а только часть людей, что тогда?» — задает вопросы художник из Великобритании Станз.
«Кто-то ждет будущее с опаской, а кто-то видит в нем розовый батут, в котором все прыгают, или потрясающие цветы, которые переливаются. Художники используют нейросети, дополненную реальность, они сегодня пользуются 3D-принтерами, когда-то мрамор обрабатывали вручную, а сегодня режут с помощью лазерных сложных фрейзеров», — отмечает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Одни иронично выращивают криптовалюты, как бактерии в виртуальной чашке Петри. Другие уверены: мы, люди, лишь нули и единицы в сложном коде нейросети.
«Мы мыслим очень дискретно, словами. Слова — это дискретная единица. Поэтому можно сказать, что мы тоже в некотором смысле машины», — считает художник Паруйр Давтян.
«Что такое «Черный квадрат» Малевича? Почему была форма такая понятная и вдруг… И это сегодня считается одним из шедевров мирового искусства. И поэтому, если вам сегодня что-то непонятно, это не значит, что это искусство не имеет своего языка и не имеет своего зрителя. Более того, как знать, может быть, этот зритель еще даже не родился», — отмечает министр правительства Москвы Александр Кибовский.
Словом, не можешь понять — просто почувствуй. Каждый раз, когда на земле бьет молния, тут вспыхивает луч. Компьютер получает данные напрямую от метеослужб и отправляет сюда. И вот ты уже будто смотришь на землю из космоса. А там вообще можно потеряться в лабиринтах из света и звука.
На биеннале будущего и новички, и признанные мастера, как знаменитая группа АЭС плюс Ф. Тут премьера их нового проекта. И это тоже преимущество цифрового искусства: ведь их ожившие картины сейчас показывают одновременно в Москве и за тысячи километров от нее — в музее в Сеуле. Ну, а нам ехать никуда не нужно. В столице выставка до апреля. А потом отправится в другие регионы России.