Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
Россия бросила карты на стол, в прямом и переносном смысле, опубликовав проект договора с США о гарантиях стратегической стабильности.
– Суть наших предложений, если совсем коротко, сводится к гарантиям нераспространения НАТО на оставшиеся не включенными страны постсоветского пространства и гарантии неразмещения ядерного оружия и соответствующей инфраструктуры в границах, представляющих критическую угрозу нашей безопасности. Это и есть наши «красные линии». При этом Россия заявила, что готова вести переговоры непосредственно с США.
На самом деле, если американцы хотят советоваться с союзниками, никто им помешать не в силе. В пользу российской позиции наглядно свидетельствует бессмысленный саммит в «нормандском неформате». То есть, уже без России и еще без Соединенных Штатов.
– Запад делает вид, что идет на какой-то диалог с Россией, – пишет известный японский дипломат и политолог Акио Кавато. – Если Россия пойдет на вторжение на Украину, ее ожидает ужасный опыт. Если она отступит на полпути, то может получить украинское наступление. Это тупик… Россия требует от Запада заключить договор о прекращении расширения НАТО на восток. Западу трудно на это пойти. Вместо того, чтобы просто отвергнуть это требование, западные страны сделают вид, что они готовы начать его обсуждение и попытаются обмануть Россию.
Акио Кавато, безусловно, умный и знающий. Конечно, они попытаются нас обмануть, как без этого. Но, в конечном итоге наша задача – убедить их, что без гарантий нашей безопасности они также никаких гарантий не получат. Это и есть стратегическая стабильность.
– Государства не могут запросто выбирать себе военных союзников, потому что такой выбор часто может иметь последствия для безопасности их соседей, – пишет Джеффри Сакс. – По итогам Второй мировой войны Австрия и Финляндия обе обеспечили свою независимость и будущее процветание, воздержавшись от вступления в НАТО, которое могло бы спровоцировать гнев Советов. Сегодня Украине стоит проявить подобную выдержку.
Кстати, Джеффри Сакс – культовая фигура молодых реформаторов, архитектор либеральных реформ в Польше, затем в России. Другое дело, что на Украине сегодня «проявлять выдержку» некому. Поэтому «выдержку» могут проявить только ее кураторы. Поэтому, собственно, мы с ними и ведем переговоры.
– Отправку американских войск Байден уже исключил, перечеркнув всякую возможность принудительной дипломатии», – пишет Newsweek. – Вашингтон сам дает Москве преимущество, добиваясь полного выполнения соглашения о прекращении огня «Минск-2». Украина этому шагу благоразумно сопротивлялась, поскольку он наделит Донбасс значительными полномочиями. Иными словами настаивать на реализации «Минска-2» – это опасное умиротворение и игра на руку Путину.
В отличие от страстных публицистов Байдену катарсис на Украине точно не нужен. Поэтому проще заставить своих подопечных соблюдать американские интересы. Вообще, способность американцев строить своих подопечных и определяет смысл переговоров с ними, вне зависимости даже от размера гадостей, которые они способны сгенерировать. Гадюка вот тоже опасна, но это не повод вступать с ней в переговоры.
Однако, до свидания.