В Волгограде начали реставрацию одного из символов города — Мельницы Гергардта
Мельница находится напротив знаменитого Дома Павлова, и тоже — памятник героизму советских солдат. Здесь осенью 1942 года во время Сталинградской битвы был важный узел обороны. Прочная конструкция, кирпичная кладка метровой толщины. Здание выдержало тысячи вражеских атак. Кругом следы авианалетов и артобстрелов. Стены иссечены пулями и осколками. Словом, на каждом камне следы жестоких боев.
В память об этом руины мельницы после войны специально не трогали, оставили как есть. Но мемориал едва не погубило время. Сейчас здание нужно буквально спасать. Но сделать это бережно.
Таких кирпичей, которые могут упасть вниз в любую минуту только на этом фронтоне Мельницы Гергардта несколько сотен. Часто они расслаиваются и рассыпаются прямо в руках. Но те, что уцелели, работающие на почти 30-метровой высоте реставраторы, маркируют, заносят в специальную таблицу и спускают вниз.
«Аварийное состояние фронтонов. И когда мы их разберем и заново воссоздадим, то будет именно этот кирпич лежать на своем месте», — поясняет ведущий инженер технического надзора ФГУП «Росгосэкспертиза» Михаил Васильев.
Реставраторы действительно не имеют права, как они говорят, «изменять художественный облик» здания-памятника. Мельницу, которую туристы часто путают с Домом Павлова, специально оставили такой, какой она была после окончания Сталинградской битвы в 1943 году. Железные балки, завязанные в узлы взрывами, обожженные оконные проемы, посеченные пулями и осколками стены. Руины, в которые фашисты превратили город. Лицо войны, которое нельзя забывать.
Долгие годы, по-видимому, никому не приходило в голову, что руины тоже нужно сохранять и реставрировать. Но после того как в марте этого года под напором ветра обрушился фрагмент стены, стало ясно: то, что не сумели разрушить фашистские авиабомбы, могут довершить дождь и мороз. Чтобы не допустить дальнейшего разрушения, начались противоаварийные работы. Сначала убрали груды бетонных обломков и висящие на арматуре балки, которые были так хорошо видны на съемке полугодичной давности и только потом установили целый лес своеобразных подпорок.
«Внутри здания сейчас собран в отдельных ослабленных элементах; собирают специальный каркас, который будет поддерживать и пролеты здания и перегородки. Он должен будет взять на себя часть нагрузки во время проведения этих проектных работ», — рассказывает директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Дементьев.
Чтобы не провалиться в многочисленные дыры, пробитые в перекрытиях снарядами и бомбами, реставраторам приходится смотреть под ноги. Они вручную расставляют сотни тяжелых металлических креплений на всех пяти этажах, потому, что здесь нельзя использовать создающие даже небольшую вибрацию механизмы.
В мельнице, которую построили почти 120 лет назад, еще сохранились клепаные металлические трубы, по которым зерно и муку перемещали между этажами. Но удивительнее всего бетонные конструкции того времени, которые, по словам специалистов, и определили необыкновенную устойчивость здания.
«Когда попадала бомба или часть снаряда или несколько бомб, видно, как эта конструкция устояла. При потере нескольких несущих элементов основные конструкции устояли», — отмечает Михаил Васильев.
Измерять надежность несущих балок, других частей здания и делать расчеты в ближайшее время будут инженеры. Вместе с реставраторами им предстоит разработать уникальный проект по сохранению руин знаменитой Мельницы Гергардта.