В Музее Востока в Москве открылась выставка всемирно известного художника Даши Намдакова
Московский музей Востока теперь царство кукол. За каждой — месяцы работы, ювелирный труд, буря фантазии и бурятского колорита. Уникальные экспонаты создал художник Даши Намдаков, но не только он. Его выставки — дело семейное. Сестры, братья, мама, все при деле. Успех невероятный. Его произведения в фондах Эрмитажа, музеях Нью-Йорка и Гуанчжоу, в частных коллекциях известных политиков и звезд Голливуда.
Может показаться, что это просто красное кружево. Но нет. Не просто.
«Многим кажется, что купили ткань и одели ее. Это все вышивка. Разные чуть-чуть оттенки красного, множество разных тканей», — поясняет Даши Намдаков.
Удивительно здесь все: кожа ручной выделки будто ткань, а ткань будто кожа. Одежда расписана акриловыми красками, лица — акварелью, волосы — из хвостов яков.
Одна кукла создается минимум три месяца. Каждая знакомит с легендами и мифами Бурятии и в то же время рассказывает свою собственную историю. Как женщина-лебедь — была птицей, стала прародительницей хоринских бурят в головном уборе алтайских скифов.
«Чем это не фэнтези? Понятно, что у нас никогда не было этих одежд, этих фантастических птиц или этих причесок, это все выдуманная история. Помните, как Пушкин говорил: над вымыслом слезами обольюсь. Вот здесь это и есть», — говорит художник.
На выставке в Государственном музее Востока около полусотни кукол. Здесь буквально создан мир сказочных персонажей. Собственно, сама выставка так и называется: «ульгер», что в переводе с бурятского и означает «сказание», «сказка».
На сказку похожа и жизнь самого Намдакова. Он родился в забайкальской деревушке. После школы приехал в Москву, провалил экзамен в художественное училище. Его заметил педагог Красноярского художественного института Лев Головницкий и на год запер в мастерской: писать, лепить, обжигать сказав: диплом-то он позже получит, но все необходимые знания у него уже есть.
«Мы в уникальной деревне родились, в тайге Богом забытой. И сохранили эти традиции, знания, как обрабатывать шерсть, металл, дерево», — рассказывает Даши Намдаков.
Первая персональная выставка Намдакова открылась в начале нулевых, когда ему было 33 года. Он стал знаменитым в один день.
«Просто понеслось с невероятной скоростью. Очень быстро оказался в Третьяковской галерее. Потом Эрмитаж», — отмечает он.
Сейчас его работы в лучших музеях планеты. Он сам делает и огромные скульптуры и крошечные ювелирные украшения. А вот куклы — теперь дело семейное.
«Однажды после выставки в Нью-Йорке я собрал всех, уговорил оставить свои профессии и начали заниматься искусством», — вспоминает Даши Намдаков.
Деревянные троны с авторской резьбой, лица из папье-маше, шитье, необычное плетение. Уникальна каждая деталь. Кураторы выставки рассказывают: даже музыкальный инструмент не бутафория. Если провести по струнам — еще как звучит! Проверяли.
«В звуках моринхура слышатся и шелест травы в степи, и ржание коня, все степные звуки», — говорит куратор выставки Нонна Альфонсо.
Каждая из этих кукол — в единственном экземпляре. У каждой своя легенда. Воины и амазонки, шаманы, тотемные животные, мифологические существа. Такие похожие на героев бурятского эпоса и одновременно не похожие ни на кого.