Сегодня умер режиссер и сценарист Владимир Наумов
Зритель, который разбирается в хороших советских фильмах, тут же вспомнит — это Наумов вместе с Александром Аловым впервые привел на наши киноэкраны Булгакова. И это у них в детективе, собиравшем полные залы, сложился дуэт — Ален Делон и жена Наумова, Наталия Белохвостикова, соболезнования которой направил Владимир Путин. Режиссера не стало ровно за неделю до 94 дня рождения.
Строгий, требовательный, но обязательно с доброй улыбкой. Он оставался режиссером, даже когда снимали его самого. Кино для него было магией, которая рождалась из, казалось бы, незначительных мелочей.
«Джигарханян в этой куртке сыграл в нескольких фильмах у меня. Сам я ее тер, трепал», — говорил Владимир Наумов.
Он верил, что предметы хранят память, поэтому в шкафу своего рабочего кабинета берег все самое дорогое. Как, например, пальто Смоктуновского, в котором актер сыграл свою последнюю роль.
А вот от самой поразительной встречи в его жизни не осталось ничего, только память. Каждый раз, приезжая в Италию, Наумов первым делом шел на могилу своего друга. На вопрос, чья оценка для вас самая главная», отвечал: «Была — Феллини. Сейчас — время».
И это не просто красивые слова. Время было и главным его судьей, и главным врагом. Каким-то чудом Наумов первым среди советских режиссеров смог пробить экранизацию Булгакова после 30 лет практически полного забвения писателя. Большинство своих фильмов Наумов снял совместно с Аловым. И фильм «Бег» — одна из лучших работ режиссерского тандема. Снимали так, чтобы сам Булгаков не смог придраться.
«У нас ведь консультантом была Елена Сергеевна Булгакова. Мы практически с ней не спорили, потому что она сказала: я — единственный представитель Михаила Афанасьевича на земле, так что, ребята, слушайте меня внимательно», — рассказывал народный артист СССР, кинорежиссер Владимир Наумов.
Начиная с первой совместной картины, «Павел Корчагин», Наумов и Алов в своих фильмах всегда искали справедливость. Так было и в ленте «10 лет без права переписки» — о неизбежном возмездии и о том, что правда всегда выйдет наружу. И в фильме «Закон» — о суде над теми, кто стоял у руля репрессивной машины в 1937-1938 годах.
Но безоговорочным триумфом Наумова стал фильм «Тегеран-43». В кинотеатрах Советского Союза было продано более ста миллионов билетов. Полные залы картина собирала и во Франции. Масштаб поражал — для фильма выстроили целые жилые кварталы. Съемки проходили в СССР, Франции, Швейцарии. На экране лучшие советские артисты и мировая звезда Ален Делон.
С актрисы Натальи Белохвостиковой он всегда требовал больше всех, но и дарил ей лучшие роли. Муза на площадке и любовь всей его жизни. Наумов снял ее в большинстве своих фильмов. И для него она играла на пределе возможностей.
«Вечная любовь» — мелодия их судьбы. Сейчас уже, наверное, мало кто знает, что эту легендарную песню Жорж Гарваренц и Шарль Азнавур написали специально для фильма «Тегеран-43» в квартире самого Наумова. Режиссер услышал эту музыку, проходя по коридору. И еще долго не решался войти в комнату, чтобы не разрушить эту магию и чувство абсолютного счастья.
«Вы знаете, что такое электрокардиограмма? Вот счастье — это оно и есть. Она то тут, то тут, то тут, то тут. Я бы, например, не отказался ни от каких своих бед. Не надо. Скучно», — говорил народный артист СССР, кинорежиссер Владимир Наумов.