Ушла из жизни Нина Русланова — любимая зрителями актриса с истинно русским характером
Потрясающая актриса с крайне непростой судьбой и несгибаемой волей. В Москве простятся с Ниной Руслановой. О ее смерти после продолжительной болезни стало известно накануне. Она покорила сердца миллионов, а фильмы с ее участием стали культовыми. Почти полторы сотни ролей, и каждая, даже эпизодическая, уникальна. Потому что умела удивлять, быть многогранной в простых образах и всегда была за правду — и в жизни, и в искусстве.
Нина Русланова вошла в кинематограф под этот комплимент Владимира Высоцкого в фильме «Короткие встречи» режиссера Киры Муратовой. Тогда всем вокруг это казалось невероятным: чтобы разрешили сниматься во время учебы в театральном училище, чтобы сразу на заметную роль, чтоб в партнерах был Высоцкий. И это при том, что начинающая актриса постоянно спорила с режиссером, все хотела делать по-своему.
«По натуре я резкий человек. Могу так нахамить быстро — ни с того ни с сего. А потом долго извиняюсь», — говорила Нина Русланова.
Фильм, в итоге, 20 лет пролежал на полке, но зато с тех пор Русланова стала любимой актрисой Муратовой. Потому что искренняя, потому что настоящая в каждом слове.
А в одном из фильмов Муратовой Русланова появилась в роли девушки-штукатура. Играть практически не пришлось, ведь это было первое образование самой Нины Руслановой. Необычно? А у нее вся жизнь складывалась не по правилам. С самого начала. В конце зимы 1945 года в маленьком украинском городе была найдена трехмесячная девочка, ее определили в детский дом. А дату рождения — 5 декабря — она позже выбрала себе сама. Это был день сталинской Конституции. И только тогда в детдоме кормили более-менее сносно.
Жизнь в детдоме была непростой. Но Русланова смогла это обратить себе в плюс и использовала в работе. Например, когда в фильме Юрия Кары «Завтра была война» надо было сыграть железную революционерку, у которой вместо сердца партбилет.
«Это абсолютно точно образ моей воспитки, которая меня била. Вот она точно так же разговаривала», — вспоминала Нина Русланова.
В любом гриме Нину Русланову узнавали сразу по первым ноткам ее неповторимого голоса. В ее интонации всегда было то настоящее, что идет от самого сердца, чтобы щемило душу. Она была из тех, кто доказывал: не бывает маленьких ролей, бывают маленькие актеры.
«Я очень нервничаю, когда нет работы. Ой, я так нервничаю. Может быть, из-за этого я соглашаюсь на всякие эпизоды, чтобы быть в работе. Потому что это очень мерзко, когда без работы. Ощущение такой ненужности, неприкаянности», — говорила Нина Русланова.
На экране была нужна такая героиня, которая и дверью может хлопнуть, и пощечину дать, быть и красивой, а когда надо простоватой и смешной.
Во время съемок или игры на сцене коллеги ее просили, чтобы она поберегла себя, свое сердце. А она просто не умела этого делать. Отвечала: на себе не экономят.
Ее часто пытались привести к общему знаменателю, к норме. Но менять себя у Руслановой не получалось. Она часто повторяла: «Когда говорят, что у меня плохой характер, не верьте. На самом деле у меня просто есть характер». И ведь именно за это ее так и любили зрители.
«Меня мало кто узнает. Когда выхожу, стою где-нибудь в магазине, когда я говорю: «Простите, можно, пожалуйста», все начинают улыбаться. Они узнают меня по голосу, понимаете. И люди начинают улыбаться. Вот мне большего счастья не надо», — говорила Нина Русланова.