Владимир Путин провел большое совещание, посвященное развитию генетических технологий в РФ
Генетика сегодня — тема дня. С одной стороны, перспективная. Это новые возможности лечить болезни — наследственные или смертельные, от того же COVID-19 до рака. Это новые горизонты в сельском хозяйстве. С другой стороны, чувствительная. Вторжение в природу. Обо всем этом провел большое совещание президент.
Изменения в геноме растений, животных, да и человека уже давно не научная фантастика. Пшеница, которая не боится вредителей; лекарства, способные лечить онкологию; даже бактерии, способные в буквальном смысле пожирать, например, разлившуюся нефть. Все это работает уже сегодня. По сути, генетика — стратегическая отрасль. Поэтому столь пристальное внимание и к исследованиям в этой области, и к разработкам.
«Здесь, как и во всех передовых областях, где человечество пока идет неизведанным, прямо скажем, путем, немало сложных, спорных вопросов как юридических, так и гуманитарных. Совершенно очевидно, что законодательство в сфере генетики должно открывать простор для научного поиска и создания инноваций в медицине, ветеринарии, селекции, в других сферах. Вместе с тем нужно четко обозначить и пределы допустимого использования генетических технологий. Речь идет не только о современном правовом регулировании, но и о соблюдении этических норм. Они должны быть понятны, признаны исследователями и бизнесом и, что принципиально важны, приняты обществом, пользоваться доверием людей», — подчеркнул глава государства.
Совещание по генетике Владимир Путин проводит ежегодно, после того как в 2019 году было принято решение о создании специальной госпрограммы по ускоренному развитию генетических технологий. Понятно, что пандемия внесла в эту программу коррективы и часть научной мысли была брошена на передовую борьбы с коронавирусом.
«В сотрудничестве с медиками ФМБА и учеными Сибирской Академии Наук мы разработали лекарство на основе моноклональных антител, нейтрализующих коронавирус, в том числе «дельта» и «гамма» варианты. Подобрана доза антител, снижающая вирусную нагрузку в 100 тысяч раз», — сообщил директор Института молекулярной биологии имени Энгельгардта Александр Макаров.
Вообще же, пандемия подтолкнула генетиков и медиков к совместным исследованиям. Так, появились чипы, показывающие предрасположенность к онкологическим заболеваниям.
«Это, собственно, и есть биочип — пластинка с нанесенными молекулярными зондами, каждая из которых распознает отдельную поломку в ДНК человека», — поясняет главный научный сотрудник Института молекулярной биологии имени Энгельгардта Дмитрий Грядунов.
Чип никуда не вживляется. Достаточно сдать кровь, и врач тут же узнает, есть ли у человека онкология. Разработано и лекарство от некоторых видов рака. Причем, как бы это ни казалось странным, на основе вирусов.
«Технологию ждут в лабораториях Центра онкологии имени Блохина. Рассчитываем, что с ее помощью улучшатся результаты лечения пациенток с раком молочной железы, яичников, с раком поджелудочной железы. Кроме того, центром изучены четыре новых онколитических вируса, активных против клеток рака молочной железы и глиобластомы», — сообщила вице-премьер Татьяна Голикова.
«Но здесь надо провести целый комплекс работы, генно-инженерной работы, для того чтобы придать дополнительные терапевтические свойства этим вирусам и они могли найти свое применение в клинической практике», — отметил генеральный директор ЗАО «Биокад» Дмитрий Морозов.
«А вот по срокам практически как это вы видите?» — спросил Владимир Путин.
«Мы видим, что опухоль погибает при воздействии тех вирусов, которые нам коллеги дали. Мы видим ее гибель в животных. Значит, исходя из сроков, мы готовы выйти на доклинические испытания, это восемь месяцев займет, ну и через год попробовать в первой фазе клинических испытаний посмотреть безопасность этих препаратов», — пояснил Дмитрий Морозов.
Именно в тандеме медики — генетики была разработана и и полностью отечественная тест-система, выявляющая заражение коронавирусом.
«В 1,5 раза мы увеличили охват и готовимся к тому, что все пациенты с клиникой ОРВИ будут обследоваться теперь на COVID-19 в обязательном порядке», — сообщила руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.
«Ладно. Хорошо. Скорости тестирования нужно увеличивать, я уже говорил об этом», — сказал глава государства.
Вообще же, для лечения и профилактики самых различных болезней, а также продовольственной безопасности страны необходимо создать единую геномную базу. Нечто подобное в свое время академик Вавилов создавал в Советском Союзе, собирая всевозможные семена растений в запасниках института.
Вариант сегодняшнего дня — такое же хранилище в виде цифрового описания геномов и генетического материала. В том числе и генетического материала людей. В США, например, такое хранилище уже есть.
В России геномный центр решено построить в научном кластере на Воробьевых горах в Москве. На совещании об этом рассказывал Игорь Сечин, глава «Роснефти». Он же и предложил, что первыми добровольцами, которые сдадут свой генетический материал для хранения и изучения, станут сотрудники компании.
«На первом этапе основным результатом станет создание базы данных на 100 тысяч полногеномных последовательностей россиян, расположенной на серверах, находящихся в России. Для этого будет проведено масштабное добровольное популяционное исследование. Мы начнем с собственных сотрудников, что позволит определить референсные геномы для разных народов России», — рассказал Игорь Сечин.
Что касается генетических данных растений, то единое хранилище так и останется на базе Института имени Вавилова.
«С учетом полученного опыта необходимо создать современное правовое поле для всех типов биологических коллекций. Убежден, что в отношении образцов таких особо ценных генетических ресурсов растений должны действовать специальные правила обращений. Соответствующий указ будет мною подписан в самое ближайшее время», — сообщил глава государства.
В Курчатовском же институте собраны генетические данные промышленных микроорганизмов, то есть созданных искусственно для производства антивирусных препаратов, витаминов, вакцин. Здесь давно проводят исследования генома, к примеру, пшеницы — одного из стратегических сельхозпродуктов. В скором времени здесь обещают не просто новые сорта, а сорта даже не для регионов, а отдельных хозяйств.
«Скажем, первое, если нам нужна пшеница, как основа качественной еды, для продуктовой линии, нам надо резко увеличить белковое содержание, то есть клейковину. А если нам нужно сырье для биотехнологической промышленности, для «зеленой» химии, то нам надо увеличить содержание крахмала», — рассказал президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.
Так же тщательно Курчатовский институт, как выяснилось, подходит и к исследованиям генома в такой отрасли, как виноделие.
«Мы можем прорваться там только благодаря науке, благодаря тому, что мы будем опираться на генетические данные и на базу данных, о которых мы говорим», — заметил Михаил Ковальчук.
«Мы знаем еще со времен реализации Советским Союзом ядерного проекта, что если «курчатник» за что-то берется, то он делает это основательно и доводит всегда задачи, которые перед собой или перед ним ставит государство, до логического завершения. Поэтому чувствую, что у нас будет и что выпить, и чем закусить. Так что желаю вам успехов!» — сказал президент.
Если же говорить серьезно, то потребность в специалистах-генетиках с каждым годом будет расти. Их недостаток, на самом деле, ощущается уже сейчас. Именно поэтому сразу в нескольких вузах появились специальные курсы для студентов, интересующихся этим предметом. В центре «Сириус» разработаны специальные лабораторные учебные установки для школ, где генетика будет изучаться в рамках уроков биологии и химии.