Состоялась премьера спектакля «Балалайкин и Ко» по Салтыкову-Щедрину
Столичной публике представили легендарный спектакль «Балалайкин и Ко» по сатирическому роману Михаила Салтыкова-Щедрина. Когда-то эту пьесу ставил Товстоногов, сейчас — Сергей Газаров. Новая труппа, новые декорации, но по-прежнему на сцене и трагедия и озорство, постоянное преодоление себя и своих страхов, и бесконечный поиск ответов.
Рядом с актерами по сцене ходят страхи, тихие, навязчивые, липкие. Они то отступают на время, то обволакивают как будто навсегда.
«Они есть у вас, у меня, у всех они есть. Нет людей, не имеющих страхов. Это мертвый человек. Это великий двигательный момент, который нас толкает на разные поступки, хорошие, плохие, подлые, радостные, великие, низкие», — говорит режиссер Сергей Газаров.
Режиссер Сергей Газаров знает, зачем человек приходит в театр. Его зритель садится в кресло и забывает про все на свете: есть только он и сцена. В антракте еще раз открывает программку — все верно: Салтыков-Щедрин, «Балалайкин и Ко».
«Сама пьеса дает столько возможностей ее сценической интерпретации. Как раз то, что делает Газаров, абсолютно вписывается в эту интерпретацию. Тексты Салтыкова-Щедрина фантастические. Это очень русская пьеса, на все времена», — отметил режиссер Никита Михалков.
В спектакле много музыки и танцев актер Сергей Чонишвили говорит, что попал в родную стихию.
«Я 24 года просуществовал в театре "Ленком" и я очень много двигался, было очень много хореографии, и вот я вернулся в свое прошлое. Правда, это прошлое спустя 13 лет, но тем не менее», — говорит заслуженный артист РФ Сергей Чонишвили.
Играть у Сергея Газарова согласился сразу, как только тот объяснил смысл пьесы.
«Я очень люблю формулировки, которые заключаются в одном предложении. О чем мы ставим? Мы ставим об этом. Это история выживаемости русского человека. Сколько бы ни прошло перипетий через этого человека, а это отдельный потрясающий феномен, он выживет в любых ситуациях», — говорит заслуженный артист РФ Сергей Чонишвили.
В 1973 году этот же спектакль ставил знаменитый Товстоногов. И Сергей Газаров даже успел поучаствовать в нем как актер. Название то же самое, текст один в один — спектакли разные. Другой ритм, звук, плотность действия — как говорится, каждому поколению свой Балалайкин.
«Мне говорили: ты посмотри, я говорю: нет, специально не буду обновлять себе в памяти. Мы, актеры, все мягкие, пластилиновые, мы очень быстро присасываем уже готовенькое, поэтому я отложил», — рассказывает актер Сергей Климов.
Месяц назад Сергей Газаров стал еще и художественным руководителем Московского театра сатиры. Работа над Балалайкиным началась задолго до этого. Александр Ширвинд пришел посмотреть на нового худрука, как говорится, в деле.
«Тема и само произведение замечательные. Он должен был ставить у нас, в "сатире", поэтому я очень в материале. Надеюсь», — сказал президент Московского академического театра сатиры, народный артист РСФСР Александр Ширвиндт.
Надежда на успех, на долгую жизнь «Балалайкина», на новые постановки. Ну а пока овации от первых зрителей спектакля.