90 лет исполнилось со дня рождения легендарного хирурга Валерия Ивановича Шумакова
Валерий Иванович Шумаков. Его имя вписано в историю медицины тысячами спасенных жизней. Сегодня 90 лет со дня рождения врача-трансплантолога номер один. Ученый с мировым именем, академик, он первым в Советском Союзе провел операцию по пересадке донорского сердца. Занимался разработкой искусственных органов.
И как дань памяти великому врачу — институт его имени, в котором лучшие специалисты — его ученики, продолжают работать и оставаться лидерами в своей отрасли не только в России, но и во всем мире. А люди, которым Валерий Иванович подарил, по сути, новую жизнь, рассказывают сегодня о великом докторе своим детям и внукам.
Фото 20-летней давности, их Алла часто показывает сыну словно семейный альбом. Все, кому Валерий Шумаков пересадил сердце и подарил десятки лет жизни, второе рождение, чувствуют себя одной большой шумаковской семьей. А он и сам хранил снимки пациентов в одном альбоме с фото жены, детей и внуков. Всех, кого спас, считал родными.
«Тогда выжить — это было на грани, просто на грани. Это было чудо. Если бы не Валерий Иванович, меня бы не было сто процентов, тысячу процентов», — говорит пациентка В.И. Шумакова Алла Гриднева.
34 года назад эти снимки облетели весь мир. Сенсация: советский доктор Шумаков и его пациентка с новым сердцем. В 25 лет сердце Шуры Шальковой из Заполярья оказалось не в состоянии гонять кровь по организму. И на пересадку Шумаков решился сразу после подобной же неудачной операции. На кону стояла и его карьера, и судьба трансплантологии в стране. Легендарный хирург Анзор Хубутия тогда ассистировал Шумакову, и вспоминает, как замминистра здравоохранения примчался в клинику и не мог поверить в происходящее.
«Мы его привели к ней, и когда она ему стала на вопросы отвечать, он посмотрел на Валерия Ивановича: «Ну, это, правда, она?» И тогда мы ему показали разрез, который был сделан, и Шура подтвердила: «Да, меня привезли сюда для пересадки сердца», — рассказывает президент НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Анзор Хубутия.
Валерий Шумаков подарил девушке 8,5 лет жизни. А выхаживал ее после операции словно свою дочь.
«Спросил ее на следующий день после операции: «Ну, что ты хочешь?» Она говорит: «Я хочу клубники». И он организовал, чтобы ей эту клубнику привезли», — рассказывает директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов имени академика. В. И. Шумакова Сергей Готье.
Похожий на былинного богатыря, даже будучи директором института, Шумаков всегда ходил в голубом одеянии хирурга. Донорское сердце могли привезти в любой момент, и он не хотел тратить даже минуту на переодевание перед операцией.
«Когда такие больные долго живут, это радость и мне, и всему нашему коллективу. В нашей профессии солисты нужны. Но к солисту еще нужен подходящий хор, один солист ничего не может сделать», — говорил сам Валерий Шумаков.
Коллеги сравнивали Шумакова именно с музыкантом. Словно партитуру, он читал выписки и анализы пациента и сразу вставал за операционный стол.
«Я искусством называю хирургию. Искусству хирургии я научился у Валерия Ивановича Шумакова», — говорит Анзор Хубутия.
Еще в школе, разглядывая учебник анатомии, Валера Шумаков понял: всю жизнь будет чинить человеческий организм. Впервые в стране заменил сердце. Пересаживал печень, почку, поджелудочную железу и селезенку.
Он страшно гордился, что даже во времена «холодной войны» сквозь «железный занавес» советские и американские хирурги обменивались опытом, технологиями, оборудованием и даже донорскими органами через океан. И горевал, что 20 лет у себя на родине пересаживал сердца не людям, а собакам и телятам — так долго доказывал: пересадка сердца может спасти тысячи жизней.
«Он делал такие операции, которые раньше до него никто не делал. И вот в этом заключается его мужество. Вот мы сейчас выполняем около 200 в год трансплантаций сердца одних», — отмечает Сергей Готье.
Тысячи пересаженных Валерием Шумаковым сердец бьются и сегодня. А его идеи и ученики дарят своим пациентам жизнь без боли и страданий. Он мечтал, об искусственном сердце, работающем на батарейках. А свое сердце от постоянных нагрузок уберечь не смог.
«Вот он реально свое сердце отдал людям! Всегда старался поговорить, поддержать добрым словом», — говорит пациентка Валерия Шумакова.
Своего сына, который родился уже после пересадки сердца, Алла назвала в честь Валерия Шумакова. Его имя и золотые руки — самое дорогое, что хранится в ее сердце.