Благодаря нацпроекту «Наука и университеты» поддержку получают самые прогрессивные исследования
Самые прогрессивные исследования приносят результат благодаря нацпроекту «Наука и университеты». Вырастить растения, которые не боятся засухи, холодов и вредителей. Создать лекарства от болезней, которые пока считаются неизлечимыми.
Олеся Шоева, старший научный сотрудник Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН: «Вы, например, когда видите какое-то растение, видите у него какой-то необычный признак, ну вот оно отличается от других таких же растений, оно уникально. И вы хотите понять,почему оно такое другое, что там произошло?».
Так объясняет свою непреодолимую тягу к научным исследованиям молодая и перспективная сотрудница новосибирского Института цитологии и генетики Олеся Шоева. Перед ней образцы обычного, черного и фиолетового ячменя. Зерна одного и того же растения, окрашенные природой в разные цвета. Почему так произошло, какие лучше, возможно ли их скрещивание? Вот цель ее исследований. Когда она подробно изучит гены всех этих видов, научится ими управлять. А значит, создаст принципиально новый сорт ячменя: «Те сорта, которые использовались вчера, позавчера, они с каждым днем устаревают. Цель проекта – попытаться создать устойчивые растения к различным типам стрессов, к засухе, заморозкам, патогенам, с максимальной пользой для самого человека».
Не будь национально проекта «Наука и университеты», этих исследований могло бы и не быть. Но президентские гранты, мегагранты, финансовая поддержка российского научного фонда позволяют сегодня проводить самые смелые и невероятно сложные эксперименты. Фундаментальная наука больше не стоит на месте, даже не шагает, а рвется вперед.
Молодые ученые ведут исследования в самых разных областях. Речь идет и о нанотехнологиях.
Приставка нано-, уже давно и плотно вошедшая в нашу жизнь, понимается нами как что то маленькое. Очень маленькое. Миллиардная часть метра. Чтобы представить эту величину, мысленно уменьшим диаметр нашей планеты в 100 миллионов раз. Получим размер, равный, примерно, диаметру футбольного мяча. А теперь и его диаметр уменьшим в сто миллионов, это и будет один нанометр.
– Нано, это же то, что не видно, а вы видите их?
– Да, у нас есть глаза, сканирующий зондовый микроскоп, растровый электронный микроскоп.
В институте нанотехнологий, электроники и приборостроения Южного федерального университета сегодня, благодаря грантовой поддержке государства, исследуют материалы, к примеру, оксидную пленку ванадия, которая в будущем станет частью принципиально новых вычислительных систем, где потоки информации между процессором и памятью будут передаваться беспрепятственно, сейчас этот процесс, по словам молодых ученых, сильно ограничен.
Роман Томинов, ассистент кафедры радиотехнической электроники Института нанотехнологий, электроники и приборостроения: «Идея в том, чтобы создать такую архитектуру, в которой процессор и память были бы интегрированы в физически единое устройство, то есть имитировали работу человеческого мозга».
Почему сегодня молодежь не спешит покидать университетские стены, ответ очевиден. А ведь было время, когда высшее образование получали «на всякий случай», в науку как профессию, не верили. Ректор Южного федерального университета после получения красного диплома экономиста собиралась стать бизнесвумен. Профессор один отговорил.
Инна Шевченко, ректор Южного федерального университета: «Когда-то произойдут период, когда государство сделает все, чтобы в науке остались самые лучшие, самые молодые ребята. Так и произошло».
Колдуя в своей лаборатории среди колб, баночек и пробирок, в парах жидкого азота, молодые генетики Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной микробиологии уже сделали открытие. Они доказали, что в растениях, в частности в бобовых, есть амилоидные устойчивые белки. А если изменить геном этих белков, можно повысить пищевую ценность растений.
Антон Нижников, заведующий лабораторией протеомики надорганизменных систем Всероссийского НИИ сельскохозяйственной микробиологии: «Это может внести очень большой вклад в решение проблемы продовольственной безопасности страны, которая стоит очень остро».
Второй важнейший аспект этого открытия касается медицины. А именно терапии дегенеративных отклонений человека, Альцгеймера, Паркинсона. Известно, что при таких заболеваниях в организме развиваются те самые амилоидные белки, провоцируя течение болезни. По наблюдению ученых, растения могут уничтожить амилоиды самостоятельно. Осталось понять, как они это делают. И научить человека.
Кирилл Антонец, ведущий научный сотрудник лаборатории протеомики надорганизменных систем Всероссийского НИИ сельскохозяйственной микробиологии: «Если мы поймем этот механизм, то в дальнейшем мы сможем перенести полученные знания, пробовать их на моделях заболеваний».
Сейчас российские ученые надеются, что программы господдержки в нашей стране станут не просто долгосрочными, постоянными. В этом случае новых открытий и исследований не придется ждать годами.