Конгресс США всерьез обеспокоен влиянием последствий коронавируса на экономику страны
На слушаниях с участием бизнеса обсудили масштаб проблемы. В Америке повсеместный рост цен и дефицит товаров: от продуктов до стройматериалов. Возить грузы стало и дорого, и некому. Под большим вопросом теперь не только традиционная «черная пятница», но и празднование Рождества.
В американских магазинах опустели полки. Социальные сети заполнены фотографиями из разных штатов. Люди жалуются на нехватку всего — от айфонов до продуктов питания.
- Главное — создать иллюзию. Как будто есть продукты. Но на самом деле их немного.
Товар просто не может доехать до покупателя. Около сотни судов, перевозящих десятки тысяч контейнеров с грузом, застряли у берегов Калифорнии. Два крупнейших американских порта: Лос-Анджелес и Лонг Бич. Очередь из судов растянулась на 30 километров.
Производство в Китае, это главный поставщик США, на фоне пандемии замедлилось, а спрос в Америке, наоборот, вырос на треть. Люди стали больше времени проводить дома и заказывать онлайн. Инфраструктура к такому повороту событий оказалась просто не готова.
«Мы сейчас покупаем больше, чем когда-либо прежде. И американские ритейлеры не могут удовлетворить спрос», — отмечает исполнительный директор порта Лос-Анджелеса Евгений Черока.
Подобная тенденция и в Европе. Китайские фабрики оказались перегружены заказами. К тому же возник дефицит контейнеров и грузовых кораблей. В итоге самый дешевый способ доставки — по воде — стал очень дорогим.
Так перевозят 90% грузов в мире. 70% товаров доставляют в контейнерах. Китай в ответ на санкции снизил закупки в США. Сюда контейнеры идут забитыми до отказа, а обратно — пустыми. Их отправлять невыгодно. В итоге — логистический хаос.
«В августе прошлого года доставить сюда стандартный контейнер стоило примерно 4300 долларов. К августу этого года цена взлетела до 30 тысяч долларов», — рассказывает директор шоколадной лавки Кристин Лантинен.
То есть почти в семь раз. Цены в Америке растут на все. Вот данные канала CNN: топливо за год подорожало на 52%, яйца — на 36%, бекон — почти на 29%.
И это не предел, предупредили представители бизнеса на слушаниях в Конгрессе.
«Ко мне приходят люди, которые хотят построить дом. Их интересует цена. Мы всегда получали письмо от поставщиков раз в год, в январе, с новыми расценками. Теперь мы получаем такие письма даже не каждый месяц, а каждую неделю. Из-за роста цен люди больше не могут позволить себе американскую мечту», — сокрушается глава строительной компании Джон Фоуке.
Часть проблемы — дефицит рабочей силы. Товар некому разгружать и перевозить. В разгар пандемии выдачу новых лицензий на грузоперевозки приостановили. При том, что многие грузчики и дальнобойщики уволились — выгоднее было получать пособия по безработице, говорит Джон. Он теперь работает за себя и за того парня.
Вопрос: В США столько мигрантов, почему они не идут в дальнобойщики?
Джон: Не знаю. Возможно, боятся. Надо соответствовать требованиям правительства.
Вопрос: Документы, бюрократия?
Джон: Да, к ним больше требований, чем, например, ко мне. Люди просто не хотят заморачиваться.
Приток мигрантов в США в этом году побил все рекорды, но дальнобойщиков нанимают за границей, в том числе в Африке. Америке не хватает примерно 80 тысяч водителей грузовиков.
«Нам каждый день звонят представители крупнейших компаний в мире, который не могут получить тысячи контейнеров груза. Опираясь на свой 30-летний опыт, могу сказать, что этот кризис — беспрецедентный», — подчеркивает сотрудник логистической компании Крис О'Брайен.
Впереди новогодне-рождественские праздники — традиционно сезон ажиотажного спроса. В Америке уже поговаривают, что из-за проблем с логистикой могут отменить «черную пятницу» — продавцам сейчас невыгодно делать большие скидки. Да и елку к Рождеству лучше покупать сильно заранее, пока в магазинах есть прошлогодние запасы.
Чтобы американцы не остались без праздника, администрация Байдена даже подумывает привлечь на помощь дальнобойщикам нацгвардейцев. Об этом газетам рассказали источники. При этом в Белом доме масштабный логистический кризис называют «временными сложностями». Методы пропаганды отработаны на протестах BLM: когда в США жгли полицейские участки, это подавали как акцию протеста.
«Другими словами, в то время как ваше качество жизни ухудшается, вас учат этого не замечать, и эта тенденция продолжается. Если вам не нравятся пустые полки в вашем магазине — не закатывайте истерику, не будьте бездумным болванчиком, считающим, что ему все должны, снизьте ваши ожидания. Чего еще вы ожидали в Америке? Да бросьте. Еда по талонам? У нас всегда были очереди за едой по талонам, есть в этом какое-то очарование старины. Не жалуйтесь, когда ваша жизнь становится хуже, а ваша страна деградирует. Вот сигнал, который мы получаем», — заявляет ведущий телеканала Fox News Такер Карлсон.
Разруливать кризис должно министерство транспорта, но оно осталось без руководителя. Питт Буттиджич — первый открытый гей в правительстве — сообщил в Twitter о прибавлении в семействе и ушел в декретный отпуск.