В Новосибирске вспоминали жертв катастрофы самолета авиакомпании «Сибирь»
Ровно 20 лет назад Ту-154, летевший из Тель-Авива, взорвался над Черным морем. Все, кто был на борту, 78 человек, погибли. К гранитному монументу в память о них люди несли цветы. Версий трагедии было несколько, в том числе теракт. Но позже выяснилось: самолет сбила украинская ракета во время учений. Своей вины Киев так и не признал. Власти ограничились компенсацией семьям погибших, назвав это «добровольной гуманитарной выплатой». Официальных извинений так и не последовало.
Пуанты, игрушки — 20 лет Тамара Раухвергер хранит на полке вещи дочери. Она возвращалась с учебы в Тель-Авиве, когда произошла та страшная авиакатастрофа. Время не лечит раны.
«20 лет в голове вопросы, на которые нет ответа: кто и за что убил мою дочь. И виновников нет до сих пор! Замалчиваются и покрываются виновники, покрываются, покрываются», — переживает Тамара Раухвергер.
Замалчивать свою вину высшие украинские военные чины начали в тот же день — 4 октября 2001 года. Во время учений на полигоне в Крыму неожиданно прекращают общаться с журналистами, отдают приказ на ликвидацию уже запущенных ракет — вот они взрываются в море. Незадолго до этого пассажирский Ту-154 пропал с экранов радаров.
Дальше — сбивчивые оправдания. Министр обороны Украины даже скажет, что никаких стрельб не было — их отменили, потом признают, что ракеты все же пускали, но недалеко от берега.
Для полетов тогда закрыли лишь 70-километровую зону, скорее всего, чтобы не терять деньги за транзит иностранных самолетов, при том что дальность ракеты 300 километров. Курс лайнера был в зоне поражения.
Межгосударственный авиационный комитет через несколько месяцев расследования установит все — марку ракеты комплекса С-200, выпущенную украинской ПВО, и даже серию поражающих элементов — 37 тысяч стальных шариков. Ракета взорвалась рядом с самолетом, шрапнель прошила его насквозь. Все 78 человек, находившихся на борту, погибли. Будут найдены и опознаны лишь 16 тел.
Наталья потеряла сына и мать.
«Когда нам показывали эту сторону — она была вся прошита шариками. Как раз сторона, где сидели мама и Саша, с левой стороны. Потому что ракета взорвалась с левой стороны, пробила всех, одного пилота убило, другие крикнули: «Куда попало?» Куда попало — они не поняли», — рассказывает Наталья Григорьева.
Эти последние слова члена экипажа, записанные наземными службами, до сих пор не убеждают украинские власти. Как и характерные отверстия на обломках. Впрочем, однажды президент Кучма почти признал вину, но его рассуждения звучали настолько цинично, что шокируют до сих пор.
«Что, мы первые или последние? Не нужно из этого делать трагедию, если есть какая-то ошибка. Ошибки случаются всюду, и не только такого масштаба, но гораздо большего масштаба, планетарного», — заявил Леонид Кучма.
«Наглая ложь и нежелание просто покаяться. Никто у нас не попросил прощения, никто с нами не встречался и в этом ключе не разговаривал», — говорит сын погибшего в авиакатастрофе Борис Калиновский.
Офицер в отставке Павел Капчиц все эти годы приезжает к Черному морю, чтобы почтить память дочери и внука. В советские годы он сам служил на Украине.
«Никогда бы не подумал, что оружие, которым мы защищали Украину, она же убьет наших детей. За последние 20 лет столько было лжи, столько инсинуаций, столько было уклонений от ответственности», — говорит Павел Капчиц.
После долгих лет разбирательств украинские власти выплатили семьям жертв компенсации, но и здесь объяснили это не признанием своей вины, а гуманными соображениями — авиакомпания «Сибирь», потерявшая самолет, не получила ничего.
И хоть согласно официально позиции Киева украинские военные были ни при чем, сразу после катастрофы были уволены министр обороны Украины и еще с десяток генералов, полковников и майоров. При этом в Киеве придумывались все новые версии случившегося — от разгерметизации до теракта на борту.
«Столько было приложено усилий к тому, чтобы доказать невиновность украинской стороны, что были исчерпаны все варианты. А действительно, в частных разговорах, а я тогда был председателем комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны, они подтверждали, что, к сожалению, случилось так», — говорит в 2001 году председатель комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной рады Украины Георгий Крючков.
И понимали в чем ошибка — на радаре учебная мишень и пассажирский лайнер отображались одинаково, но цель обязаны были перепроверить.
«Есть такое понятие — дальность. Вот дальность украинский расчет поленился определить. Виноваты и командиры, у которых был выносной индикатор кругового обзора, где можно было увидеть это все, им тоже лень было, здесь был тоже непрофессионализм и некомпетентность», — поясняет руководитель ФГУ «Музей войск ПВО» Минобороны России, военный историк Юрий Кнутов.
«это были первые учения после длительного застоя — после развала Советского Союза, ни одно звено не сработало, у всех была цель, они обрадовались, что захват мишени произошел, и его надо сбить», — рассказывает в 2001 г первый заместитель начальника Главного штаба ВВС России Айтеч Бижев.
Окончательно уголовное дело по факту катастрофы Ту-154 было закрыто в 2007 году за отсутствием главной улики — ракеты, части, которой достать со дна Черного моря спустя столько лет, конечно, невозможно.