Поздравления с днем рождения принимает легендарная Алла Демидова
Владимир Путин поздравил с днем рождения народную артистку Аллу Демидову. Когда она говорит, зал замирает. Когда начинает читать стихи, на глазах появляются слезы. Незабываемая манера игры, эталонное исполнение ролей, самые интересные фильмы — как блокбастеры, так и артхаусные. Для Аллы Демидовой нет невозможного. Она умеет идти за своей звездой и мечтой, поэтому мы ее знаем и любим. А ведь могло бы быть по-другому. Но она не позволила. И мы поздравляем Вас, Алла Сергеевна, великаяактриса в одно слово.
«В детстве, когда спрашивают, кем ты хочешь быть, я говорила "великойактрисой" в одно слово. Мне почему-то казалось, что это одно слово — "великаяактриса"», — рассказывает Алла Демидова.
В ее случае «великаяактриса» не только одно слово, но и слово с большой буквы. Десятки ролей в театре, полсотни работ в кино. И дело, конечно, не в количестве, а в качестве.
«Тут адская работа, просто рудокопы. Вот когда говорят, актерская работа, а чего тут, подумаешь, какая работа. Нет, работа над собой. Не потому что играть спектакль. Играть спектакль в конце концов не так трудно, а именно сделать этот спектакль — вот это труднее», — отмечает актриса.
Алла Демидова — перфекционист и на сцене, и в жизни. Для нее нет проходных ролей, хотя она и считает, что в кино могла бы намного больше. Массовый зритель любит ее за роли в советских блокбастерах, например, в «Приключениях Шерлока». Более искушенный зритель ценит ее в советском артхаусе.
А ведь актрисы Демидовой могло и не быть. Ее не приняли в театральное училище — дикция подвела. Она пошла на экономический факультет МГУ, закончила его и даже преподавала политэкономию. Но от мечты о «великойактрисе» не отказалась и со второй попытки все-таки поступила в «Щуку».
Демидова в дипломном спектакле «Добрый человек из Сезуана», в 1963 году его в Щукинском училище поставил приглашенный режиссер Юрий Любимов. С той пьесы началась эпоха легендарной любимовской «Таганки». Гертруда в «Гамлете» (там она играла вместе с Высоцким), Марина Мнишек в «Годунове», Раневская в «Вишневом саде» постановки Анатолия Эфроса — ее исполнение этих ролей до сих пор считается эталонным.
Она, актриса с сильным характером и яркой индивидуальностью, всегда была в коллективе, но в то же время отдельно от него. Она не шла против, но не участвовала, а в советское время неучастие тоже жест. И поэтому документальный фильм, снятый к ее юбилею, получился не только про актрису, а про страну, про эпоху, про поколение.
«Этот фильм о человеке и времени. О том, как человек всю жизнь хотел уйти от времени и не иметь к нему никакого отношения, все для этого делал и заплатил за это непомерную цену, а все-таки его отразил», — отмечает режиссер документального фильма «Кто тебя победил никто» Любовь Аркус.
Работа над фильмом шла шесть лет. Уникальные кадры хроники, эксклюзивные интервью, в том числе, например, последнее прижизненное интервью режиссера Киры Муратовой, эпохи на экране сменяют друг друга, трансформируется жизнь, не только театральная, — все это создает особую ткань картины.
«Настоящее художественное произведение — это матрица. Автор задумал что-то свое, а зритель увидел каждый себя. И несколько человек, ровно противоположных по биографии, судьбе, воззрениям, сказали Любе, что этот фильм, конечно, об Алле Сергеевне. Но и каждый из них сказал: этот фильм обо мне», — рассказывает продюсер документального фильма «Кто тебя победил никто» Константин Эрнст.
Название фильма — это отсылка к повести «Старик и море» Хемингуэя. «Кто же тебя победил, — спросил он себя. —Никто, просто я слишком далеко ушел в море».
Телевизионная премьера документального фильма ко дню рождения Аллы Демидовой «Кто тебя победил никто» на следующей неделе на Первом канале. Смотрите в субботу, 9 октября, после программы «Время».