Маэстро Сергей Ролдугин принимает поздравления с 70-летием
Музыкант-виртуоз, он покорил практически все мировые залы и сердца миллионов слушателей. Сегодня поздравления с днем рождения принимает маэстро Сергей Ролдугин. Выдающемуся российскому виолончелисту, дирижеру, музыкальному педагогу исполняется 70. Сергей Павлович всегда предпочитает высказываться не в интервью, а с помощью музыки.
С надрывом и трепетом, вдруг меняя минор мажорными нотами. Этот концерт в истерзанной Пальмире видел весь мир, когда в сопровождении оркестра Мариинского театра он играл с закрытыми глазами.
И ведь сегодня маэстро Ролдугин не скажет, каково это — выступать в +50, когда струны плывут. И забыть про ужас, что творился здесь, стоило сил.
«Это жуткое впечатление. И, слава богу, есть такое понятие, как великая музыка — нас сразу отвлекало. Я когда играю, я недосягаем. Как в жизни — музыка меня спасает», — рассказывает народный артист РФ Сергей Ролдугин.
Он, кажется, часами может говорить про эти парадные залы. Особняк великого князя Алексея Александровича — сына Александра Второго. Дворец на реке Мойке в стиле французского шато — в начале 2000-х удалось спасти от разрушения.
Сегодня здесь Дом музыки, который 15 лет назад появился по его инициативе. А ведь тогда многие задавались вопросом, зачем? В Петербурге, где есть Консерватория и Филармония, он хотел, чтобы талантливые музыканты могли идти дальше, к новым профессиональным вершинам.
«Музыкант не может образовываться без концертной деятельности. То есть сочетание и образования, и концертной работы — это и есть наша ниша. Помимо концертов мы, конечно, приглашаем лучших профессоров и России и Запада, которые помогают нашим музыкантам расти профессионально», — отмечает Сергей Ролдугин.
Это не фабрика звезд. Скорее мастерская, где каждый год рождаются новые шедевры. Обучение не стоит студентам ни копейки — во всей Европе удивляются, разве это возможно?
«Колоссально продуманная система помощи молодежи, привлечение лучших педагогов», — рассказывает народный артист РФ, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.
А ведь сам — скромный парень с Сахалина, выросший в Риге, даже не думал об искусстве. Ему прочили карьеру футболиста, если бы не мама — за руку привела в музыкальную школу.
«А там набор на фортепиано уже закончился, говорят, ну вот, виолончель. Я даже не знал, что это такое. Но мама сказала, что виолончель — хорошо, это обеспеченное будущее. Мама сказала, и мужчины ответили: «Есть!», — рассказывает Сергей Ролдугин.
Он выступал с ведущими оркестрами мира, успел побывать ректором Петербургской консерватории. Виолончель работы Страдивари даже не держит — словно обнимает. И этому отношению к инструменту учит студентов. Он не любит говорить публично, ведь музыка способна на большее.
Но в интервью не можем не спросить про дружбу с президентом. С Владимиром Путиным Ролдугин познакомился в середине 70-х. И с тех пор они поддерживают связь.
Журналист: «Вот он звонит Вам и говорит, Сергей, как у нас там дела с музыкантами?»
Сергей Ролдугин: «Вы что, подслушиваете? Он звонит и говорит: "Вот покажи мне каких-нибудь новых". Он не только следит, он сам играет. Вот если вы его попросите, он сыграет прелюдию Баха первую. Он наизусть вам сыграет Первую прелюдию Баха для темперированного клавира».
Сам Ролдугин говорит: вряд ли смог бы заниматься политикой. Музыка главное. Молодых виртуозов он прослушивает и отбирает лично. Ведь это его принцип и ответственность как педагога и музыканта, чтобы ни одной фальшивой ноты.
«Я себя надеждой льщу, вот сейчас честно говорю, чтобы мою жизнь назвали крещендо — это увеличение звука и движение вперед. Я хотел бы, чтобы она была такой», — говорит Сергей Ролдугин.
В своей жизни, как в партитуре, он признается: не стал бы ничего переписывать. Мог бы уже не выступать, успокоиться, ведь всем все доказал. Но нет — сегодня: афиши, гастроли, аплодисменты. И главное, маэстро признается, каждый раз, садясь за инструмент, он испытывает необъяснимый детский восторг.
«Думаю, что это и есть счастье», — говорит музыкант.