На Восточном экономическом форуме обсудили важнейшие мировые проблемы
Дальневосточный экономический форум — еще и возможность обсудить политические вопросы. В работе площадки лично или в цифровом формате участвуют первые лица многих государств. И темы, которые обсуждали с участием Владимира Путина, гораздо шире региональной повестки. Формирование глобального иммунитета к COVIDу, терроризм как вызов всему миру, события в Афганистане, наконец, ситуация на Украине, вставшей на путь саморазрушения.
То, как стремительно сегодня меняется мир, отражено и на площадке пленарного заседания, и всего Восточного экономического форума. Касается это не только антиCOVIDных ограничений, но и использования экологичных источников энергии, привлечения молодежи, налаживания новых связей.
На пути такого сотрудничества встают и новые преграды. Дискуссия с президентом России и казахским лидером Касымом-Жомарт Токаевым развернулась вокруг ситуации в Афганистане и нового афганского правительства.
Сергей Брилев: «Будете признавать «Талибан»?
Касым-Жомарт Токаев: «Вопрос деликатный. Мы будем внимательно наблюдать за действиями движения «Талибан». Но будучи реалистами, мы утверждаем, что талибы пришли надолго. Мы традиционно торгуем с Афганистаном».
Владимир Путин: «Россия не заинтересована в дезинтеграции Афганистана. Если это произойдет, вот тогда не с кем будет разговаривать. А если это так, то нужно подумать о том, что чем быстрее «Талибан» войдет в, так скажем, семью цивилизованных народов, тем легче будет контактировать и общаться, и как-то влиять. А когда я вижу сегодня от некоторых высокопоставленных представителей из тех же Соединенных Штатов, что мы сейчас силы освободим, а сосредоточим свои усилия на продолжении борьбы с Китаем или с Россией, хочется сказать: ну, слушайте, вы тогда разберитесь сначала с теми, с кем вы воевали 20 лет, а потом уже говорите о том, что вы будете противостоять России и Китаю. Ну, вот зачем вот эти заявления в данный момент времени? Повторяю, объединяться нужно для того, чтобы эффективно противодействовать тому же терроризму ради борьбы, с которым вводились войска американские на территорию Афганистана, распространению наркотиков, организованной преступности. Есть общие угрозы».
Пренебрегая этими принципами, вряд ли получится справиться с другой общей угрозой — коронавирусом, который устойчив к политическим манипуляциям. Китайский лидер Си Цзинпин в подготовленном для участников форума видеообращении призвал бороться с попытками политизировать тему вакцин и происхождения заразы, чем грешат американские спецслужбы.
Владимир Путин: «Те, кто политизируют, они сами допускают колоссальные, катастрофические, я бы сказал, ошибки в деле борьбы с пандемией. Что имею в виду. Возможностями вакцинации пользуются в основном, сегодня пользуются только высокоразвитые экономики. Вот там производится основная часть вакцин, и она направляется на защиту своего собственного населения. И очень мало делается, ну совсем мало делается для того, чтобы защитить в широком смысле человечество. А это плохо для самих производителей. Почему? Потому что ведь это бумерангом возвращается, крутится вокруг шарика земного. Это первое. Второе — есть гуманитарные вещи. Вот мы все время слышим от наших коллег, от так называемого коллективного Запада о необходимости гуманизировать международные отношения. Ну, и где же эта гуманизация? Вместо того, чтобы взять и отменить ограничения, связанные с пандемией, хотя бы в области распространения лекарственных препаратов, тех же вакцин. И нужно быть последовательными тогда, если вам хотите, чтобы вам доверяли».
Сергей Брилев: «Когда маленькая миролюбивая северная страна под названием Россия приходила в Казахстан со «Спутником», вам русские какие-нибудь предусловия выставляли, нет?»
Касым-Жомарт Токаев: «Никаких предусловий не было. Мы договорились о том, что будем закупать «Спутник V». Сам я лично считаю, поскольку привился «Спутником V», эту вакцину достаточно эффективной и для меня удивительно, что она до сих пор не получила международной сертификации».
И если в этом случае есть надежда, что признание — вопрос времени, то разговоры о заключении мирного договора с Японией заходят в тупик уже не один десяток лет. Впрочем, на позицию России не повлиял и референдум по принятию поправок в Конституцию, где отдельно вынесены пункты о защите суверенитета и территориальной целостности нашей страны.
«Это не меняет нашего подхода, с точки зрения заинтересованности в заключении мирного договора. Мы считаем, что отсутствие такого документа в наших отношениях это нонсенс. Тем более, что и Россия, и Япония заинтересованы в полной и абсолютной нормализации наших отношений, имея в виду наш взаимный стратегический интерес к развитию сотрудничества. Но, конечно, мы должны учитывать имеющиеся реалии. Одна из них заключается в том, что при разговорах о мирном договоре мы должны обеспечить мирное будущее, а это значит, что мы должны быть гарантированы от неожиданностей, связанных с возможным размещением американских вооруженных сил и тем более, ракетных ударных систем вблизи от наших границ. Эти вопросы поставлены перед японской стороной, вопросов мы пока не получили, поэтому я считаю, что в этом смысле мяч на стороне наших партнеров», — сказал Владимир Путин.
Произойдет ли встреча на одном поле Восточного экономического форума Владимира Путина и президента Украины? По словам российского лидера, участие Зеленского возможно, если он, во-первых, будет избран президентом Украины на новый срок, а, во-вторых, возьмет курс на восстановление отношений с Россией.
«Если президент Зеленский будет избран, и реальную свою политику не на словах, а на деле выстроит на нормализацию отношений с Россией, то почему нет, конечно, да. К сожалению, только на практике это все происходит совсем наоборот. На практике ни одно поколение украинских руководителей приходят к власти с лозунгами: восстановление отношений с Россией, решение всех вопросов, которые накопились за предыдущие годы, а потом беспардонным образом обманывают своих избирателей и откручивают реальную политику совершенно в другом направлении. И происходит это под давлением крайних националистов», — отметил Владимир Путин.
Совсем в другом контексте зашла речь о предвыборном курсе в нашей стране и тяжеловесах из правительства, на осенних выборах в Госдуму в первой пятерке от партии «Единая Россия» — глава МИДа и министр обороны.
Сергей Брилев: «Не жалко вам будет с Шойгу с Лавровым в Государственную Думу отпустить?»
Владимир Путин: «Жалко. Они на своем месте хорошо работают. И коллеги просто обратились ко мне с просьбой, чтобы они возглавили список, демонстрируя, что все, что делает партия «Единая Россия», она реально воплощается в жизнь, в том числе и усилиями этих людей. Они сами должны в конечном итоге принять это решение».
О принятии другого решения спросили Владимира Путина.
Сергей Брилев: «А в Бруней на саммит АТЭС. Это ноябрь 2024 года, Владимир Владимирович, сами поедите или кого-то вместо себя отправите?»
Владимир Путин: «Ну, посмотрим до 2024 года дожить нужно. Ведь пандемия, нас трясут с разных сторон, поэтому надо работать, надо дожить до этого».
Сейчас же Путин призвал использовать правило Санга, о котором в своем видеообращении рассказал премьер-министр Индии — объединять усилия для развития своей страны. По смыслу похожее на наше — один в поле не воин.