В Германии выясняют, как бывшие нацисты сумели сделать педагогическую карьеру
После нашей победы над фашизмом тысячи военных преступников нашли себе убежище в Западной Германии. Речь в том числе и о врачах-нацистах. В Восточной, занятой советскими войсками, их разыскивали и судили. А вот на Западе они себя чувствовали довольно вольготно. Более того, многие продолжили заниматься тем, чем занимались прежде, издевательствами над самыми беззащитными, над детьми. Пытки в так называемых «санаториях» продолжались десятилетиями. Долгие годы эти ужасающие факты замалчивались. И только сейчас тайное становится явным.
Два письма из детского санатория, два черных домика. Это был условный знак родителям: нарисован цветной, все хорошо, а если черный, приезжайте срочно.
– Детям грозили, что бросят их в печь. Их сажали в мешок, подносили к печи и открывали заслонку, – говорит Сабине Людвиг, автор книги «Черные домики».
Представьте, если бы сценарий к фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» писал бы Стивен Кинг. Вот в таком ночном кошмаре в детстве очутилась Сабине Людвиг. Как многие другие дети в Западной Германии, отправленные на отдых в санатории, некий аналог наших пионерлагерей.
– Воспитательница надела резиновый фартук, зажала голову ребенка между коленями, и запихала ему в горло еду, как рождественскому гусю, – продолжает Сабине Людвиг, автор книги «Черные домики».
– Напротив меня сидел мальчик за столом, вот так же, как и вы сидите, мы ели суп из чечевицы. Его вырвало прямо в тарелку. Подошла воспитательница и заставила его все это из тарелки съесть. Суп вместе со рвотой, – рассказывает Детлеф Лихтраутер.
Речь не о единичных случаях. Издевательства в санаториях по всей стране. Здоровых и активных детей, чтобы те были спокойными, пичкали мощными препаратами. Детлеф Лихтраутер, был в подобном санатории под руководством доктора Отто Мюллера. У него в руках письмо-жалоба одной из медсестер на царившие там порядки.
– Доктор Мюллер любил повторять: вводить седативные препараты снова и снова до того момента, пока стоя не заснет. Одного ребенка так сильно накачали, что он не мог ни глотать, ни говорить, – вспоминает Детлеф Лихтраутер.
Откуда такая жестокость? Те, с кем общалась съемочная группа, проводят параллели с концлагерями и опытами нацистов на людях. И как показало расследование журналистов программы «Репорт Майнц» на первом канале немецкого телевидения, небезосновательно. Десятки тысяч детей в ФРГ прошли через санатории, которыми в пятидесятые и шестидесятые годы руководили бывшие нацисты.
Это, например, директор санатория «Seeschloss» в городе Санкт Петер Ординг – Хуго Красс. Последний командующий танковой дивизии «Гитлерюгенд». Вот он снимке, сделанном в главной ставке фюрера «Волчье логово», вместе с Гитлером. В 41-м Красс в составе танковой дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» участвовал в нападении на Советский Союз.
В интернете можно найти список эсэсовцев, награжденных Рыцарским крестом. В документах указано указано, что Хуго Красс имеет еще одну награду, за бои за Ростов. Осенью 41-го эсэсовцы «Лейбштандарта» расстреляли и замучили там сотни мирных жителей.
Идеям национал-социализма Красс был предан до гробовой доски. Вот он на похоронах еще одного высокопоставленного эсэсовца, военного преступника Йозефа Дитриха.
– Для меня, как и для большинства других, это просто необъяснимо, как могло произойти то, что такие высокопоставленные нацисты, преступники, занимали такие важные должности, – делится Детлеф Лихтраутер.
Но в пятидесятые и шестидесятые в Западной Германии, в отличие от Восточной, бывшие нацисты себя чувствовали вполне вольготно. Не удивительно. В судах же тоже заседали старые кадры. Так в 1957 более двух третей руководящих сотрудников министерства юстиции ФРГ ранее были членами нацистской партии НСДАП. Вот еще пример: Франц Зикс, бригаденфюрер СС, осужден в Нюрнберге на 20 лет заключения по делу об айнзацгруппах. Неожиданно помилован американцами. Отлично устроился, став главой пиар-службы Porsche Diesel Motorenbau. Что уж говорить о менее одиозных личностях. Достаточно было просто избегать публичности.
– Должность заведующего детским санаторием давала шанс, например, врачам-нацистам затаиться, быть невидимыми, но продолжать работать, – говорит Кристиане Динель, историк.
Один из таких врачей Альберт Фитен. С 1934 в СС. С 37-го в нацистской партии НСДАП. Во время войны отправлял детей на смерть. Принудительная эвтаназия. После работал педиатром в Западной Германии и руководил медицинской службой детского санатория «Schönsicht». Система существовала годами. Рассказывающим об ужасах детям попросту не верили.
Историк Кристиане Динель, она тоже из тех, кого отправляли на такой отдых, вместе с коллегами изучала архивные документы и подтверждает теорию о нацистском следе: «Некоторых мы уже проверили и выяснили, что во многих случаях это были люди, связанные с нацистами. Они служили в СС, а кто-то сделал там карьеру. По этой причине они не могли стать в Западной Германии главными врачами. Сколько из докторов на самом деле имели нацистское прошлое, мы намерены выяснить. Предполагаем, что их будет не мало. Совершенно точно больше десяти или двадцати».
Масштабное историческое расследование было запланировано на этот год. Свои силы планировали объединить сразу три немецких университета. Но немецкое правительство ФРГ по какой-то причине в финансировании проекта отказало.