В Якутии известнейший национальный парк «Ленские столбы» спасают от огня
В Якутии, где полыхают более 1,5 миллионов гектаров, Авиалесоохрана, пожарные и военные делают все, чтобы остановить пламя. Минобороны усиливает свою группировку, в регион направлена дополнительная техника, помогают добровольцы. Каждый гектар приходится буквально отвоевывать у огня.
Там впереди самый опасный из всех видов пожаров — верховой, он практически неуправляем. Сейчас на этой территории очень сильный ветер и огонь стремительно перекидывается по верхушкам деревьев.
За минуту пламя проходит 200 метров. Горит известнейший национальный парк «Ленские столбы». С другого, уже локализованного очага, сюда перебрасывают парашютистов-десантников Авиалесоохраны. Эта группа из Читы работает в Якутии с начала июля. Как только побеждают огонь в одном месте, их отправляют на новую передовую.
«Вот это будет, получается, четвертый табор за месяц», — говорит десантник-пожарный Денис Золотуев.
40 метров над землей, вертолет зависает в воздухе. Пожарные десантируются на специальном спусковом устройстве, чтобы расчистить вертолетную площадку. Координатор действий — летчик-наблюдатель. Он больше других знает, как говорят здесь, «психологию» пожара. В небе проводит по восемь — девять часов в день. Выбирает точки, где высаживать группы.
«На «Ленских столбах» очень сложный рельеф, в основном ребята копают вручную. Нет инфраструктуры, дорог нет», — отмечает летчик-наблюдатель, командир авиазвена Дальневосточной авиабазы Андрей Германенко.
Деревья приходится спиливать, чтобы не дать огню пройти по верхушкам дальше. А так делают преграду на земле: прокапывают минерализованные полосы, избавляясь от растительности. Остаются только земля и камни.
Кромка пожара находится в той стороне, а отсюда пускают встречный, контролируемый огонь, то есть специально поджигают траву. Где-то посередине оба пламени встретятся. И так как вокруг гореть будет уже нечему, пожар должен прекратиться.
Сложная ситуация во всем регионе. В горном районе огонь добрался до села Бясь-Кюель, там сгорели жилые дома. Есть угроза и другим населенным пунктам.
Бороться с огнем невероятно сложно и дорого. Гораздо проще пожары предотвращать, говорят и арендаторы леса. Они точно так же заинтересованы в сохранении зеленых гектаров. Иначе заготавливать будет нечего.
В Карелии, например, один из холдингов арендует восемь миллионов гектаров лесных угодий. Дроны и мобильные группы прочесывают массивы. И в результате на их территории лесных возгораний в разы меньше, чем в прошлом году.
«Очевидно, что пожары становятся проблемой там, и тогда, где своевременно не происходит их обнаружения, мы используем мобильные бригады, беспилотные летательные аппараты, авиационную технику. Как только пожар обнаруживается, направляется бригада, всего у нас 150 обучено сотрудников тушению лесных пожаров», — рассказывает президент лесопромышленного холдинга Segezha Group Михаил Шамолин.
В Якутии же сегодня лесные массивы спасают уже четыре тысячи человек. Здесь и Авиалесоохрана, и МЧС, и Минобороны. Вот в небо готовится взлететь единственный в своем роде самолет-зондировщик «Циклон», он способен искусственно вызывать дождь.
Ан-26 с виду обычный транспортный самолет, но со своими секретами. По бокам фюзеляжа — устройства для отстрела пиропатронов. Вот как раз сейчас происходит их установка. десь будут находиться пиропатроны с йодистым серебром. В каждом отсеке по 32. Всего получается чуть меньше четырех сотен.
«Срабатывает вышибной заряд, выходит пироэлемент, который содержит йодистое серебро. В процессе сгорания выделяется дым. В зависимости от условий погоды, дождь ждать в среднем от 20 минут до трех часов», — поясняет летчик-наблюдатель, главный инспектор летно-производственной службы ФБУ «Авиалесоохрана» Сергей Трошкин.
На борту специальный пульт — как только самолет входит в зону облачности, летчики-наблюдатели начинают отстрел. Реагент как бы «обманывает» облако, из-за химической реакции начинается дождь.
«У нас были случаи, когда хороший объем осадков до 19 миллиметров выпадал, и плюс это однозначно снижение класса пожароопасности, то есть мы работаем с четвертым — пятым классом, после выхода осадков это уже второй — третий класс, и в этой территории уже намного проще работать», — говорит начальник ФБУ «Авиалесоохрана» Николай Кривошеев.
После полета — связь с пожарными.
«Осадки средней интенсивности. Здорово, помогли. Спасибо, мужики!» — благодарят они.
Таких вылетов по Якутии было уже два десятка. И это вообще единственные дожди за все лето. Прогноз на ближайшие дни в республике не утешает: снова жара и ветер.