За каждой олимпийской медалью — история преодоления
Золотые наши! Иначе и не скажешь про российских спортсменов, которые в Токио показали высший класс. За медали, за команду, за страну они буквально бились, не жалея себя, через боль, через травмы. Потому что такой он, чемпионский характер, когда на самые важные секунды нужно собраться, превратиться будто в натянутую струну и победить. А волю эмоциям можно дать, но только потом, на пьедестале.
Такая популярность еще никогда не обрушивалась на бронзового призера Олимпиады. Новую звезду Токио с чарующим для японского уха именем Мадина на каждом шагу окружают поклонники. 20 метров по коридору — и вот сбегается весь коллектив кафе. Уровень обожания такой, что в японских соцсетях уже гуляют аниме-портреты российской дзюдоистки с подбитым глазом, милой и сильной духом. Героиня мультфильма наяву. Скромная и нежная девушка-камень.
22-летняя Мадина Таймазова ворвалась на Олимпиаду как ураган, бросая титулованных соперниц. К полуфиналу с фавориткой турнира, хозяйкой татами Тидзурой Араи, Мадина дошла с той самой огромной гематомой и не видела одним глазом. Еще и силы иссякли — схватка длилась рекордные почти 17 минут. Душераздирающие кадры — нашей спортсменке выкручивают руку. Это запрещенный прием, кричала команда. Многие бы сдались, но Мадина терпит чудовищную боль — вновь и вновь встает и атакует. Весь зал за нее. Она не позволяла себе останавливаться, даже когда теряла сознание во время удушающего.
«Я уже слышала свой хрип, и сразу в голове первая мысль, что нет, я сдаваться не буду, лучше меня унесут отсюда, но я не сдамся, я так билась», — рассказывает Мадина Таймазова.
Кажется, что после такого невозможно вернуться, но через полчаса Мадина Таймазова находит в себе силы — появляется на татами в битве за бронзу. Ради мечты Мадина проявила нечеловеческую выносливость и забрала награду, теперь можно себя отпустить.
«Это и радость, и обида в одно время. Обида за то, что я так хотела золотую медаль, но не получилось. А радость за то, что я все-таки завоевала медаль», — говорит Мадина Таймазова.
На родине Мадины, в селе Сунжа Северной Осетии, праздник. Ее отец, заслуженный тренер России, с детства убеждал дочь — для тебя нет преград.
«Я ее всегда учил: на ковре в спортзале нужно быть твердым, каменным», — говорит Андрей Таймазов.
«Нужно грызть просто, нужно до последнего биться, это война, реально война», — сказала Мадина Таймазова.
Отдавая всю себя ради победы, ради страны, испытание воли пришлось пройти и нашей рапиристке Марте Мартьяновой. В командном турнире спортсменка, атакуя на отходе, подвернула ногу. Позже врачи сказали — у нее разрыв связок. Видеозапись этого тяжелого момента она впервые смотрит лишь вернувшись в родную Казань, по дороге из аэропорта. Тогда казалось — это конец. Фехтовальщице было сложно ходить, не то что биться за золото. Замен не осталось, команду могли снять с соревнований. Но Марта невозмутимо просит сделать заморозку и вернуть ей рапиру. Невероятно, но, стиснув зубы от нестерпимой боли, Мартьянова побеждает в дуэли.
«Когда я уже третий бой отфехтовала, понимаю, что сделала все, что могла, я сажусь и спрашиваю у тренера: уже можно плакать?» — рассказывает Марта Мартьянова.
Слез уже никто не мог сдержать. Наша четверка в итоге забирает золото. Подруги по команде ведут чемпионку Мартьянову под руки.
«Она боец, она подвернула сильно ногу, но она выстояла всю встречу. Не то что выстояла — она помогла очень сильно нам, мы справились», — сказала Лариса Коробейникова.
«Ты понимаешь, что ты всю свою жизнь отдаешь этому, понимаешь, что ты любые препятствия должен проходить любыми способами», — говорит Марта Мартьянова.
Арену она покинула на инвалидной коляске. Сколько нужно время на восстановления, до сих пор не ясно. Но олимпийская чемпионка готова к любым испытаниям. Путь Марты Мартьяновой с самого детства был историей преодоления.
«Папа у нее умер, когда она пошла во второй класс. Как раз на линейке показывали фехтование, ей очень понравилось. Был трудный период — денег не было, на одних макаронах. Она говорила: мама, не переживай, я тебе заработаю. Самостоятельно ходила на две тренировки каждый день, утром и вечером», — рассказала Наиля Исанова.
И на каждой тренировке, на каждом соревновании закалялся характер будущих героев Олимпиады. У чемпиона Игр в Токио по тхэквондо Максима Храмцова дома в Нижневартовске отдельная стена для наград — одни завоевал в школе, другие в армии. О том, что самую главную медаль — олимпийское золото — он добыл со сломанной рукой, Максим после боя сказал с улыбкой.
«Просто кость откололась, но без смещения. Не до конца залечил руку и заново начала болеть после удара», — рассказывает Максим Храмцов.
Он так доминировал даже с травмированной рукой.
«Я видел, что могу ударить соперника кулаком, но не делал этого, оставлял это на потом. В финальном поединке, в третьем раунде я забрал девятый балл с кулака. Был четкий момент. Даже если у меня две ноги, две руки были сломаны, я бы все равно дрался до конца», — признался Максим Храмцов.
Пошел до конца и гимнаст Артур Далалоян. Всего за три месяца до Олимпиады он получил тяжелейшую травму ноги — полный разрыв сухожилия. Врачи говорили — к осени в лучшем случае начнется ходить, но Артур не мог отказаться от олимпийской мечты и начал все с нуля. На следующий день после операции он тренируется в гипсе прямо в больничной палате. После выписки сколько мог сил отдавал в спортзале. Спустя всего пару недель он уже вместе с гимнастами пытается выполнить программу для новичков. Времени мало, но каждую минуту рядом поддерживала жена, некоторые упражнения даже делали вместе.
«Она с абсолютным спокойствием отнеслась к этому, она мне сказала, что это спорт и нет ничего невозможного. А во-вторых, никто от этого не застрахован, самое главное — не копайся, не рой себе яму у себя в голове, а просто относись к этому», — рассказывает гимнаст.
И вот наконец Токио мужской командный финал. Нервы на пределе. Выход к снаряду — ради этого он вытерпел столько боли.
«Первую слезу я пустил, когда Артур прыгнул прыжок в доскок. Для меня это был удар прямо, я понял, что все, у нас нет обратного пути, мы не имеем права сегодня не выиграть», — сказал Никита Нагорный.
Силой духа Артур воодушевил всю команду, которая взяла на Олимпиаде свое.
«Героем я себя не чувствую, просто выложился на все 100 процентов, никого не слушал, ничего не придерживался, слушал только свое сердце, работал. И, конечно же, огромное спасибо всем, кто меня поддерживал», — благодарит гимнаст.
Они совершили настоящие подвиги, когда темнело в глазах, когда тело отказывалось идти вперед. Став лучшими на планете, олимпийские чемпионы не любят говорить о своей боли. Лишь когда совсем тяжело, могут поделиться ею с самыми близкими.