Атомная подлодка четвертого поколения «Красноярск» спущена на воду в Северодвинске
Важный день для Военно-морского флота. На воду спущена атомная подводная лодка «Красноярск». Точнее, подводный крейсер. Длина почти 1,5 футбольных поля. Глубина погружения до 600 метров. Автономность 100 дней.
Или — представьте. При весе под водой почти 14 тысяч тонн лодка может идти в пересчете на сухопутные величины до 60 километров в час. Но, понятно, это все внешняя сторона.
Не пена морская в начале пути омывает корпус подлодки — шампанское. Таковы морские традиции. Бутылку разбивает командир. Экипаж построен. Все это время подводная лодка на специальной платформе, по рельсам медленно выезжает из эллинга. Скорость — метр в минуту. Первый этап позади.
«Жизнь корабля начинается с его закладки. Второй этап сегодня — спуск на воду. Вывод из цеха. И третий — это подъем военно-морского флага. Корабелы «Севмаша» своим трудом, теми кораблями подводными, которые сейчас находятся в строю ВМФ, доказали и подтвердили свой профессионализм высокой надежностью подводных лодок», — отмечает главком ВМФ России Николай Евменов.
Атомный подводный ракетный крейсер новейшего — четвертого поколения — Красноярск — был заложен в День ВМФ, 27 июля 2014 года.
Головной корабль проекта «Ясень-М», который назван в честь другого города, «Казань», в мае этого года вошел в состав Северного флота. Другая подлодка, «Новосибирск», того же типа, проходит испытания в море. У подлодки «Красноярск» впереди еще длинный путь: погружения, стрельбы. В состав ВМФ России, как ожидается, войдет в следующем году.
«Экипаж очень гордится оказанным доверием проводить испытания, вводить в состав сил Военно-морского флота наш корабль. Лодка очень комфортная, очень», — гордится командир атомного подводного крейсера «Красноярск» Иван Артюшин.
Строгий черный морской мундир в этот день только подчеркивает искреннюю улыбку: скорее бы. С прессой немногословны. Служба, которая любит тишину. Глухую, как под водой. Так привычнее.
Когда подводная лодка уходит в море, где она, какие задачи выполняет, одна или в составе группы — на суше знают лишь избранные.
Пока, к примеру, вот так где-нибудь не всплывут наши субмарины — в северных широтах, проломив толщу льда. Как, к примеру, в конце марта этого года во время учений сделали российские атомные подлодки. Основное качество подводной лодки — скрытность. Это и делает ее опасной.
При проектировании подлодок проекта «Ясень-М» торпедные аппараты были смещены к центру для того, чтобы носовую часть сделать более гладкой, как говорят, акустически чистой. Бесшумной.
«Именно на эту серию делается большая ставка, и не только Северный флот, это и Тихоокеанский флот, корабли практически с неограниченными возможностями. Эта серия готова защищать интересы нашей Родины в любой точке Мирового океана», — подчеркнул главком ВМФ.
Основное оружие подлодок проекта «Ясень-М» — крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс». Всего запланировано строительство девяти подобных субмарин.
Во время выступления сегодня говорили и о других детищах «Севмаша». Например, атомной подводной лодке «Князь Владимир», которая в прошлом году вошла в состав ВМФ России.
А в этом году ее могли увидеть все во время Главного морского парада в Санкт-Петербурге. Построена по усовершенствованному проекту «Борей-А». Тоже принадлежит к четвертому поколению подводных атомоходов. Подобные церемонии — настоящий праздник и для моряков, и для заводчан. И проходят здесь все чаще.
«Я совершенно уверен, что «Севмаш» справится с поставленными задачами. Три корабля мы еще должны сдать флоту в этом году. И дальше на стапелях у нас очень много работы. Практически на 10 лет мы с вами обеспечены работой», — сообщил генеральный директор АО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко.
Вывод подлодки «Красноярск» из эллинга — первый этап спуска на воду. Через несколько дней субмарина погрузится в воду, но пока только в специальном бассейне. Далее подлодку переведут к набережной предприятия, где продолжится работа над субмариной.