На авиасалоне МАКС в Жуковском представлен российский истребитель пятого поколения
Авиасалон, который уже превзошел все предыдущие по количеству презентаций. Сотни компаний из 56 стран, большой интерес проявляют и оборонные компании из Белоруссии. Новейшее вооружение. Современные разработки и передовые технологии гражданской отрасли.
Истребитель нового поколения, который заинтересовал специалистов задолго до сегодняшнего авиасалона МАКС в Жуковском. Посмотреть на это военное чудо приехал даже президент России.
Этой минуты с нетерпением ждал, наверное, весь мир. Главная интрига авиасалона МАКС. Самолет, который стал знаменитым еще до того, как увидел свет. За несколько дней до авиашоу Ростех проанонсировал суперпремьеру — новейший военный самолет. И затем подогревал интерес, понемногу приоткрывая завесу.
Теперь его можно рассмотреть в деталях. Угловатые формы — истребитель будет невидимкой для радаров. Отсеки для вооружения скрыты внутри фюзеляжа. И главная особенность — один двигатель. Сейчас таких машин в российской армии нет. Теперь — будет. Легкий тактический самолет пятого поколения.
Новый истребитель уже получил название Checkmate. В переводе это означает «шах и мат» или «разгром». Платформа нового поколения. Широкие боевые возможности. Пилоту выполнять боевые задачи помогает искусственный интеллект.
И хотя новый самолет называется истребителем, уничтожать он сможет не только воздушные цели. Первый полет новой машины должен состояться через два года.
Ну а пока в подмосковное небо взмывают самолеты, которые уже встали на крыло. Су-57. В этом году он впервые участвует в авиашоу в статусе серийного истребителя. МиГ-35 и Су-30. Официально это еще не пятое поколение, но они готовы бросить ему вызов. И это далеко не все, чем способен удивить зрителей юбилейный авиасалон.
А вот и главная гражданская новинка авиасалона. Самолет МС-21 всем здесь, конечно, знаком, он был изюминкой предыдущего МАКСа. Но сегодня впервые он демонстрируется с российским двигателем под крылом.
Два года назад этот самолет летал здесь с американскими моторами, а двигатель ПД-14 отдельно демонстрировали на стенде. И вот теперь наш двигатель поднимает наш самолет в небо во время авиашоу.
«Двигатели действительно получились замечательные. Несмотря на то, что мы еще не так много сделали полетов, фактически мы сделали где-то шесть полетов, в Иркутске перелет, и вот приступили здесь к испытаниям. На данный момент каких-то замечаний к ним у нас нет. Все параметры они выдают в соответствии с техническим заданием», — рассказал летчик-испытатель 1-го класса Василий Севастьянов.
Еще одна премьера. Ближнемагистральный Ил-114-300. Машина меньше, чем МС-21, и у нее есть своя ниша — рабочая лошадка для местных авиалиний. Замена старенькому Ан-24.
Еще более заслуженный Ан-2 теперь тоже есть чем заменить. Легкий многоцелевой самолет «Байкал», президент осмотрел его, знакомясь с экспозицией. Там же главе государства показали и бизнес-версию «Суперджета». Все вместе эти новинки составят модельный ряд, который в будущем станет новым лицом отечественной авиации.
«То, что мы видим сегодня в Жуковском, наглядно показывает, что российская авиация обладает большим потенциалом развития, а наше авиастроение продолжает создавать новую конкурентоспособную авиационную технику. Отечественные авиакомпании получают современные лайнеры «Суперджет», в ближайшее время на трассы должен выйти новейший магистральный самолет МС-21. На нынешнем авиасалоне впервые представлены его модификации с отечественным двигателем ПД-14. За этим самолетом последуют региональный Ил-114-300, легкий многоцелевой самолет «Байкал», а также новые вертолеты, которые давно ждут», — сказал глава государства.
Эти новые вертолеты сегодня тоже показали президенту. АНСАТ-М от своего предшественника отличается повышенной дальностью полета. Пожарный Ка-32 получил новую систему пожаротушения. А почтовый беспилотник сможет доставлять посылки без почтальона.
Теперь важно, чтобы все перспективные модели пошли в серию и пополнили парк российских авиакомпаний. Именно в этом главная задача авиационной промышленности, совещание о будущем которой президент говорил на МАКСе.
«Для России с ее колоссальной территорией развитие гражданского авиастроения всегда было и всегда будет одним из безусловных приоритетов, потому что от эффективной работы отрасли напрямую зависит транспортная доступность и связанность регионов, увеличение объемов пассажирских и грузоперевозок, мобильность граждан, наращивание экспортного потенциала и, конечно, стабильность наших авиапредприятий, научно-исследовательских институтов, КБ, где трудятся свыше 400 тысяч высококвалифицированных специалистов», — подчеркнул Владимир Путин.
Российскому авиапрому, по словам президента, нужен четкий план работы на ближайшие 10 лет, чтобы воплотить в жизнь весь накопленный потенциал.
«Наши предприятия — это основные организаторы сегодняшнего салона МАКСа-2021. Реально демонстрируют высокотехнологичность той продукции, которую мы производим. Это все новая техника, модернизированная техника, которая сегодня пользуется популярностью, пользуется спросом на нашем рынке и за рубежом», — сказал глава Ростеха Сергей Чемезов.
Зарубежные партнеры, к слову, здесь выступают не только покупателями. Партнером России на МАКСе в этом году стал Казахстан. Участие принимают Белоруссия, другие страны ЕврАзЭС и не только. 250 иностранных компаний из более чем 50 государств.
«За рубежом все авиационные салоны в этом году были отменены, поэтому к нам приехало большое количество иностранных делегаций, наших иностранных коллег, партнеров, которые заинтересованы в развитии и кооперационных связей в тех проектах, которые сегодня находятся на этапе развития», — сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
А таких проектов на МАКСе более чем достаточно. К примеру, прототип полностью электрического самолета. Впрочем, авиасалон — это не только технологии будущего, но и традиции. Одна из таких — российское мороженое, которое президент пробует на выставке. Незаменимое лакомство в жаркую погоду. Этой традиции Владимир Путин не изменил и сегодня, угостив мороженым всю правительственную делегацию.