Новейший российский истребитель представлен на авиасалоне МАКС, старт которому дал президент
Шах и мат всем достижениям мировой авиации. Так говорят про новейший российский военный самолет — самый обсуждаемый и самый долгожданный на авиасалоне МАКС.
Интрига вокруг этой боевой машины сохранялась до последнего, и вот премьера состоялась. А вместе с ней — и открытие самого грандиозного смотра. Старт дал президент.
250 компаний из более чем 50 стран, масштаб впечатляет, и это в пандемийный год. Внимание, конечно, не только военным самолетам: на совещании на полях авиасалона Владимир Путин отметил: развитие гражданского авиастроения — один из важнейших приоритетов для России.
Планы по производству авиатехники нужно четко определить минимум на ближайшие 10 лет.
Этой минуты с нетерпением ждал, наверное, весь мир. Главная интрига авиасалона МАКС — самолет, который стал знаменитым еще до того, как увидел свет.
За несколько дней до авиашоу Ростех проанонсировал суперпремьеру — новейший военный самолет. И затем подогревал интерес, понемногу приоткрывая завесу. Чтобы сегодня, наконец, представить всем долгожданную новинку.
Теперь его можно рассмотреть в деталях. Угловатые формы — истребитель будет невидимкой для радаров. Отсеки для вооружения скрыты внутри фюзеляжа. И главная особенность — один двигатель. Сейчас таких машин в российской армии нет. Теперь будет.
Легкий тактический самолет пятого поколения, получивший название checkmate. В переводе «шах и мат» или «разгром». Платформа нового поколения. Широкие боевые возможности. Пилоту помогает искусственный интеллект. Новый самолет хоть и называется истребителем, но уничтожать сможет не только воздушные цели.
Первый полет новой машины должен состояться через два года. Ну а пока в подмосковное небо взмывают самолеты, которые уже встали на крыло. Су-57. В этом году он впервые участвует в авиашоу в статусе серийного истребителя. МиГ-35 и Су-30. Официально это еще не пятое поколение, но они готовы бросить ему вызов. И это далеко не все, чем способен удивить зрителей юбилейный авиасалон.
Главная гражданская новинка авиасалона. Самолет МС-21 всем здесь, конечно, знаком, он был изюминкой предыдущего МАКСа. Но сегодня впервые он демонстрируется с российским двигателем под крылом.
Два года назад этот самолет летал здесь с американскими моторами, а двигатель ПД-14 отдельно демонстрировали на стенде. И вот теперь наш двигатель поднимает наш самолет в небо во время авиашоу.
Еще одна премьера. Ближнемагистральный Ил-114-300. Машина меньше, чем МС-21, и у нее есть своя ниша — рабочая лошадка для местных авиалиний. Замена старенькому Ан-24.
Еще более заслуженный Ан-2 теперь тоже есть чем заменить. Легкий многоцелевой самолет «Байкал», президент осмотрел его, знакомясь с экспозицией выставки. Там же главе государства показали и бизнес-версию «Суперджета». Все вместе эти новинки составляют модельный ряд, который в будущем станет лицом российской авиации.
«То, что мы видим сегодня в Жуковском, наглядно показывает, что российская авиация обладает большим потенциалом развития, а наше авиастроение продолжает создавать новую конкурентоспособную авиационную технику. Отечественные авиакомпании получают современные лайнеры «Суперджет», в ближайшее время на трассы должен выйти новейший магистральный самолет МС-21. На нынешнем авиасалоне впервые представлены его модификации с отечественным двигателем ПД-14. За этим самолетом последуют региональный Ил-114-300, легкий многоцелевой самолет «Байкал», а также новые вертолеты, которые давно ждут», — сказал глава государства.
Эти новые вертолеты сегодня тоже показали президенту. АНСАТ-М от своего предшественника отличается повышенной дальностью полета. Пожарный Ка-32 получил новую систему пожаротушения. А почтовый беспилотник сможет доставлять посылки без почтальона.
Теперь важно, чтобы все перспективные модели превратились в серийные образцы, пополнив парк российских авиакомпаний. И именно в этом главная задача авиационной промышленности, совещание о будущем которой президент провел на МАКСе.
«Для России с ее колоссальной территорией развитие гражданского авиастроения всегда было и всегда будет одним из безусловных приоритетов, потому что от эффективной работы отрасли напрямую зависит транспортная доступность и связанность регионов, увеличение объемов пассажирских и грузоперевозок, мобильность граждан, наращивание экспортного потенциала и, конечно, стабильность наших авиапредприятий, научно-исследовательских институтов, КБ, где трудятся свыше 400 тысяч высококвалифицированных специалистов», — подчеркнул Владимир Путин.
Впрочем, сегодня добиться успеха едва ли возможно без международной кооперации. Партнером России на МАКСе в этом году стал Казахстан. Но участие принимают и Белоруссия, и другие страны ЕВРАЗЭС, и не только. 250 иностранных компаний из более чем 50 стран мира.
«Россия открыта для сотрудничества в области авиации и космонавтики со всеми заинтересованными странами. Повышение безопасности полетов, сокращение негативного влияния авиации на окружающую среду, изучение внеземного пространства — вот сферы, в которых ученые, конструкторы, другие специалисты разных стран должны объединяться для достижения новых прорывных результатов. Нам есть, что предложить нашим партнерам и в области фундаментальных исследований и разработок», — сказал президент.
Среди таких разработок, например, полностью электрический самолет, прототип которого представлен в Жуковском. Впрочем, авиасалон — это не только технологии будущего, но и традиции. Одна из таких — российское мороженое, которое президент пробует во время посещения выставки. Незаменимое лакомство в жаркую погоду. Этой традиции Владимир Путин не изменил и сегодня, угостив мороженым всю правительственную делегацию во время просмотра летной программы.