Юристы рассказывают о процессах над участниками январских событий у Капитолия
Правосудие, которое явно становится на сторону одних и так же явно работает против других. В американском сенате зазвучали обвинения в двойных стандартах в адрес Министерства юстиции. Юристы рассказывают, как проходят процессы над участниками событий у Капитолия. И они все больше напоминают охоту на ведьм.
На выходных в Вашингтоне наконец откроют доступ к Капитолию. Сегодня начнут демонтировать забор, который был здесь установлен после беспорядков 6 января и простоял целых полгода.
Ликвидацию ограждения, правда, вряд ли можно назвать символом нормализации обстановки. Расследование до сих пор не закончено. Помимо 559 человек, которым уже предъявлены обвинения, в розыске еще около 300. Их портреты вывесили на сайте ФБР. Активность спецслужб не заставила залечь на дно сторонников заговоров.
Вот цитата из материалов по делу недавно задержанного Фай Дуонга. Он был у Конгресса 6 января, а после, если верить следователям, замыслил создать в Америке автономную зону.
– Во время встречи с единомышленниками 12 февраля Фай Дуонг обсуждал движение за отделение штата Вирджиния под называнием «Государство Аппалачи». Он считает, что нужно найти мирный способ отделения от правительства США.
Заговорщики якобы проводили собрания на конспиративной квартире здесь, в Александрии, штат Вирджиния. А в ФБР об этом узнали от агентов под прикрытием, которые во время беспорядков 6 января работали в толпе протестующих и наладили с ними контакт.
До сих пор нет информации и об обстоятельствах смерти участников протеста. Одна женщина якобы погибла от передозировки обезболивающими. Другую застрелил полицейский, причем его имя засекречено.
– Человек, который застрелил Эшли Бэббит… бум! Прямо в голову, для этого не было никаких причин. Почему мы о нем ничего не знаем? Они говорят, дело закрыто, – выступил Дональд Трамп, с 2017 по 20 января 2021 г президент США.
Вытащить сторонников Трампа из тюрем, а многие из них словно опасные террористы сидят в камерах-одиночках, не могут ни правозащитники, ни адвокаты.
– Я представляю интересы Райана Семcелла. Он был жестоко атакован, избит охранником в тюрьме и получил травмы, которые останутся на всю жизнь. Он лишился глаза, потерял чувствительность в руке. Ему требуется операция. Он не может получить необходимую медицинскую помощь, – рассказывает Джон Пирс, адвокат.
Родные задержанных боятся говорить с журналистами, по их словам, интервью может выйти боком самим узникам.
– Моего сына-патриота бросили в одиночную камеру на восемь дней. Он ни с кем не мог говорить и даже пользоваться душем, – делится Нед Лэнг, отец задержанного.
Республиканцы обвинили правоохранительные органы США в двойных стандартах. Абсолютное большинство исков против сторонников движения Black Lives Matter, которые грабили и жгли под предлогом борьбы за расовую справедливость, было отозваны.
Газета The Guardian провела анализ. В Филадельфии закрыли 95% дел, в Лос-Анджелесе и Хьюстоне 93%. В Миннеаполисе, где протесты начались, 90% исков прекращены. Сенаторы написали главе Минюста письмо: «Весной и летом 2020 года некоторые использовали мирные протесты для провокации беспорядков, которые привели к гибели людей, ранениям сотрудников правоохранительных органов и значительному материальному ущербу. Явное нежелание министерства юстиции наказать причастных к этому, резко контрастирует с жестоким обращением с задержанными у Капитолия 6 января».
Многие участники протеста 6 января сидят здесь, в тюрьме Вашингтона, уже полгода, даже не зная, в чем конкретно их обвиняют. Им просто не дают ознакомиться с материалами дела. При этом предлагают признать вину и пойти на сделку со следствием.
Такое обычно происходит в странах третьего мира, говорят юристы.
– ФБР и министерство юстиции преследуют сотни американцев, которые не участвовали ни в каком насилии. Но им предъявляют обвинения. Они потеряли работу, оказались в тяжелой финансовой ситуации и даже не могут найти юриста, потому что юристы боятся браться за эти дела, – комментирует Мэтт Брейнард, политический консультант.
Дело о беспорядках 6 января стало самым крупным в истории американской криминалистики по объему собранных материалов. Американцы, жаждущие помочь следствию, прислали в ФБР 200 тысяч фотографий и видеороликов. Расследование движется так медленно, что за полгода вынесен лишь один приговор.