На необитаемом острове в центре озера в Ростовской области живут мустанги
На Юге России люди стараются подобраться поближе к вольным животным. Ведь где еще в Европе увидишь такое: мустанги, одичавшие лошади. Их предки еще сто лет назад ходили под седлом, но сейчас человека к себе они почти не подпускают.
Там, где заканчивается связь с внешним миром, наступает единение с природой. На Юго-Востоке Ростовской области, посреди соленого озера Маныч Гудило есть остров — это земля диких лошадей. Таких мест в мире немного — острова в США, Канаде и здесь. Посмотреть на донских мустангов едут отовсюду. Туристов сходу предупреждают: чтобы животных не спугнуть, в степи говорить лучше шепотом, слух у донских мустангов идеальный. И при знакомстве желательно держать дистанцию.
«Потому что лошади есть лошади. Что у них в голове, никто не знает», — говорит государственный инспектор заповедника «Ростовский» Олег Сидоров.
Бродить здесь в поисках мустангов можно сутками, не факт, что будет результат. Их излюбленные места знают лишь сотрудники заповедника. Едем. Вдруг, играя с техникой на перегонки, появляются они. Дальше только пешком. Табун должен успокоиться.
Мы уже прошагали где-то полкилометра по степи. Делаем это потихоньку, никуда не торопимся, часто останавливаемся. Впереди вот он — заветный табун. Наша задача — максимально близко подойти. Чтобы это сделать, возможно, придется постоять полчасика. Помолчать. Если нам улыбнется удача, мы сможем погладить донских мустангов. Ускакали быстрее степного ветра, не дав никому себя рассмотреть.
То ли наше везение, то ли лошадиное любопытство, мы их все-таки опять настигли. Но встречи, что называется, лицом к лицу не вышло.
Хочется хотя бы слегка прикоснуться к этим вольным и непокорным животным. Кстати их предки, домашние лошади, почти век назад использовались местным населением для сельхозработ. Тогда же несколько особей остались забытыми на острове. С этого и началась лошадиная вольница. Они пережили здесь и голодные зимы, и набеги браконьеров. Сегодня их не поймать и не поставить в стойло.
«Они же свободно живущие. Они не знают седла уже сколько лет. Они не знают отъема жеребят», — поясняет директор государственного природного биосферного заповедника « Ростовский» Людмила Клец.
Знакомству помог наш микрофон. У жеребцов нрав крутой. Людского вторжения они долго терпеть не стали. Минута — и отгоняют людей подальше. Семьи свои защищают, точнее гаремы.
«У вожака бывает от 10 до 12 жен, это не у каждого сильного. Вожак еще должен смотреть за порядком во всем табуне. Он отвлекается. И за это время более шустрые отбивают непослушных жен, которые не совсем верные и склонны к измене», — поясняет представитель ассоциации «Живая природа степи» Али Узденов.
Получается, страсти здесь кипят похлеще, чем в мексиканских сериалах. Но главное, что каждый год рождаются жеребята, и табун, в котором теперь около 200 голов, живет по законам природы и под охраной человека.
"Впечатления, конечно, не передать! Это только нужно приехать, увидеть и принять как есть!" — делится впечатлениями посетитель заповедника.