Президент России в рамках ПМЭФ ответил на вопросы руководителей мировых информагентств
Одно из мероприятий на Петербургском форуме Владимира Путина прошло накануне, 4 июня. Это было общение с первыми лицами ведущих информагентств. Пандемия и экономика, наши вакцины, предстоящий саммит в Женеве с Джо Байденом и место доллара в российском валютном балансе. Оно меняется, и в какую же сторону?
«Это как бы уже как на десерт, на сладкое, самое интересное начинается на встрече, на наших встречах с вами», — говорит президент.
Ради этой встречи кто-то не ложился до самого утра, разброс участников — от Токио до Нью-Йорка. Прилететь в Петербург руководители зарубежных СМИ не смогли из-за пандемии, и это тема номер один во всем мире.
Сергей Михайлов, генеральный директор ТАСС: Первый вопрос, который все коллеги делегировали мне задать: как Россия выходит из пандемии?
В. Путин: Самый большой спад экономики за послевоенное время, но для российской оказался меньше, чем для мировой. Мне бы очень хотелось, чтобы эти испытания, с которыми мы столкнулись в прошедший год, они побудили нас к тому, чтобы работать плотнее друг с другом, избавиться наконец от политически мотивированных ограничений, особенно в такие моменты, когда требуется объединять усилия во имя интересов человека, во имя его здоровья и жизни.
Россия первой в мире создала эффективную вакцину «Спутник V» и еще три препарата. Это позволит к сентябрю сформировать иммунитет примерно у 60% наших граждан и начать постепенно открывать границы, рассказал Путин. И обвинения в использовании Россией вакцин, как геополитического оружия, неуместны.
В. Путин: Это чушь полная. Это просто бред, сапоги всмятку. Затяжки с регистрацией российской вакцины в Европе связаны с коммерческими интересами тех, кто это делает, чтобы конкуренты российских компаний, которые производят вакцину, успели занять европейский рынок. Рынок вакцин оценивается примерно в 100 миллиардов долларов в год. Если и есть какой-то политический аспект, то только у тех, кто не готов признать, что Россия не бензоколонка.
Речь зашла о вмешательстве во внутренние дела страны. Отвечая на вопрос Петера Кропша, президента и главного исполнительного директора немецкого информагентства DPA, Путин прокомментировал закон о СМИ-иноагентах.
В. Путин: Это мы, что ли, придумали закон об иностранных агентах? Это придумали в Соединенных Штатах много лет назад, еще в прошлом веке. Ничего оригинального в наших действиях нет. И наш закон об иностранных агентах гораздо более мягкий. Наш закон направлен исключительно на то, чтобы ограничить вмешательство во внутренние дела. А вот то, что происходит с нашими журналистами в некоторых странах, вызывает вопросы.
Глава государства отметил нездоровый интерес из-за рубежа и к российской внесистемной оппозиции.
В. Путин: У нас оппозиция работает открыто, кстати говоря, и внесистемная. Вопрос только в том, чтобы все люди, которые занимаются или говорят о том, что занимаются политической деятельностью, работали в рамках действующего закона. Можно по-разному оценивать нашу политическую систему. Она развивается в соответствии с уровнем развития российского общества. И предоставьте, пожалуйста, нам право самим решать, как организовывать эту часть нашей жизни. Вспомните о январских событиях в США, где протестующие зашли в Конгресс. 450 человек задержанных, им предъявляются очень тяжелые обвинения, в том числе заговор с целью захвата власти. Они могут получить от 15 до 25 лет. Вы не пробовали поинтересоваться, на основании чего? Почему вас интересует только наша внесистемная оппозиция?
Одной из самых заметных тем форума, которую поднимали каждый день, стал вопрос ненадежности долларовых расчетов. Американская валюта десятилетиями была по сути единственной, которую использовали Центробанки. Но с началом нового века власти США стали все чаще использовать ее как инструмент давления, поэтому политики и эксперты со всего мира стали снижать зависимость от доллара.
Москва и Пекин уже проводят нефтегазовые платежи в рублях и юанях, на экономическом форуме канцлер Австрии Себастьян Курц не исключил расчетов с Россией за газ в евро. Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что в ближайший месяц в нашем Фонде национального благосостояния доля американской валюты будет сведена с 35% до нуля. Мировой финансовой системе нужно сохранить устойчивость, подчеркнул Владимир Путин.
В. Путин: Мы не стремимся избавиться от доллара, это не так. Я говорил о другом. Я говорил о том, что США используют доллар, используют свою национальную валюту для различного рода санкционных мер. Мы не можем осуществить долларовые расчеты с нашими партнерами в сфере военно-технического сотрудничества. У нас проблема. Что нам делать? Мы переходим на расчеты в национальных валютах, в других валютах, других стран. Они нас вынуждают это делать, наши американские партнеры. Они подпиливают сук, на котором сидят. В конце концов грохнется. Поэтому сокращаются золотовалютные резервы в долларах. Не только у нас, практически во всем мире, в том числе и у союзников США.
Российского лидера спросили, как повысить уровень доверия Москвы и Вашингтона.
В. Путин: Я вам расскажу как бывший гражданин бывшего Советского Союза. В чем проблема империй — им кажется, что они такие могущественные, что они могут позволить себе небольшие погрешности и ошибки. Этих купим, этих напугаем, с этими договоримся, этим дадим бусы, этим погрозим военными кораблями. И это решит проблемы. Но количество проблем нарастает. Наступает момент, когда с ними уже не справиться. И Соединенные Штаты уверенной поступью, уверенной походкой, твердым шагом идут прямо по пути Советского Союза.
Владимир Путин в преддверии встречи с президентом США Джо Байденом не стал делать акцент на шагах, послуживших причиной крушения российско-американских отношений.
В. Путин: Я не жду каких-то прорывов по результатам этой встречи. Но думаю, что несмотря на противоречия, а они созданы не российской стороной, хотел бы это отметить, все-таки у нас есть совпадающие интересы. Президент Байден очень опытный политик, он всю жизнь практически в политике. Так что, я надеюсь, что наша встреча будет конструктивной.
Одной из главных тем встречи может стать выход США из ключевых соглашений по стратегическим вооружениям. Владимир Путин прокомментировал появление у России гиперзвукового оружия.
В. Путин: Стратегическая стабильность чрезвычайно важна. Мы не собираемся никого пугать нашими новыми системами оружия. Да, мы разрабатываем их и добились определенных результатов и успехов, но все страны, все ведущие военные державы это делают. Просто мы оказались на шаг впереди. Мы понимаем, что такие страны, как США, другие государства, рано или поздно придут тоже к аналогичным результатам. Поэтому, мне кажется, лучше заранее договариваться о том, как мы будем жить вместе в меняющемся мире.
Путин призвал сохранять взаимное уважение- уже в отношениях Москвы и Лондона. После вопроса главы британского агентства PA.
Клайв Маршалл, исполнительный глава британского холдинга PA Media Group: Не могли бы прокомментировать высказывания главы МИ-6 Ричарда Мура, который в конце апреля назвал Россию объективно увядающей державой, экономически и демографически.
В. Путин: Такие оценки дал новый глава МИ-6. Он же новый, молодой в этом смысле руководитель. Я думаю, что опыта наберется и мнение поменяет. Второе. Если Россия увядающая держава, то тогда что переживать? Главное, чтобы мы с уважением относились друг к другу, верили друг другу. И чтобы в самой Великобритании не произошли процессы, которые бы не позволили нам делать оценок в отношении Великобритании такого характера, которые делал в отношении России новый руководитель спецслужбы вашей страны.
От руководителей ведущих информагентств планеты прозвучали благодарности за открытый и доверительный диалог и саму организацию онлайн-формата. Его участники признались, что в следующем году хотели бы попасть в Санкт-Петербург на личную встречу. Владимир Путин посоветовал всем привиться надежными и безопасными российскими вакцинами.