В Словакии подтвердили высокое качество «Спутника V», которое изначально гарантировала Россия
Как здравый смысл политику одолел. В Словакии оценили результаты экспертизы российской вакцины «Спутник V», а вскоре все желающие смогут получить оба компонента препарата. Почему сугубо медицинская тема становится предметом ожесточенной и не всегда честной политической конкуренции, далекой от заботы о людях и вообще от медицины?
«Мы получили сообщение от венгерской стороны по результатам тестов на эффективность. Они прекрасны!» — сообщает министр здравоохранения Словакии Владимир Ленгварски.
Такими лестными словами министр здравоохранения Словакии описывает результаты испытаний российской вакцины «Спутник V» и даже не вспоминает о том, как месяц назад словацкий госинститут лекарственных препаратов заявлял о ее низкой эффективности. Но та проверка проводилась в несертифицированной лаборатории, если вообще проводилась. Выборочную перепроверку ампул с вакциной, которую Словакия получила еще в марте, позже провели в венгерских лабораториях, сертифицированных по стандартам Евросоюза. А там уже полностью подтвердили высокое качество препарата, которое изначально гарантировала Россия. Так что привиться «Спутником V» в Словакии, как обещают, можно будет уже в июне. Ответ на вопрос: что это вообще было, для многих словацких политиков очевиден.
«Это политическая борьба Запада, более западного, чем Словакия против России. Потому что они просто не хотят позволить, чтобы российская вакцина использовалась в Словакии. Нужно сказать, что политически словацкое правительство является очень слабым правительством», — отмечает премьер-министр Словакии 1991-1992 гг. Ян Чарногурский.
Объектом политической борьбы российская вакцина становится не в первый раз. Так, в конце апреля пятеро директоров Санитарного агентства Бразилии запретили ввоз «Спутника V», сославшись на нехватку информации. И это при том, что только накануне в Министерстве науки страны рекомендовали нашу вакцину к производству. Оказалось, что на самом деле решение принимали в Минздраве США. Об этом сами американцы сообщили в своем отчете:
«Департамент международных отношений Минздрава США координировал действия с другими правительственными учреждениями, чтобы отговорить страны региона от принятия помощи злонамеренных государств. Примером является использование атташе по вопросам здравоохранения для убеждения Бразилии отказаться от российской вакцины».
То же самое и на Украине. В ноябре прошлого года министра здравоохранения страны вызвали в посольство США. По итогам беседы американские дипломаты объявили, что Украина от закупок российской вакцины отказывается.
Забуксовала регистрация препарата и в Европейском агентстве лекарственных средств. Заявку российские разработчики подали еще в конце января и что с ней сейчас — до сих пор неизвестно. Зато хорошо известно, в чьих интересах эта задержка.
«По факту американский рынок сейчас заполнен. Он заполняется окончательно к маю и до этого времени — май-июнь — необходимо не давать другим вакцинам выходить на наиболее важные рынки. Это рынок Европейского союза, прежде всего. Он следующий идет после американского. Он очень объемный рынок, 400 миллионов и он платежеспособный. Поэтому самое важное — не пустить российскую вакцину на европейский рынок до массового выхода Pfizer», — комментирует ситуацию политолог Дмитрий Абзалов.
Что касается разрешения на поставки в Европу, то американская компания Pfizer получила его еще в декабре в рекордно короткие сроки. Всего за три недели. Позже выяснилось, что это было сделано с нарушениями. Во внутренней переписке европейского регулятора, которая попала в сеть, например, говорилось о низком качестве тех партий вакцин, которые поступают в продажу. Образцы для клинических испытаний были сделаны куда лучше. Скандал быстро замяли, как замяли и сообщения о гибели 23 норвежцев после прививки Pfizer. Хотя причиной смерти как раз могли стать малейшие отклонения технологии производства матричной рибонуклеиновой кислоты — мРНК.
«Если «Спутник V», аденовирусная вакцина, использует ДНК в качестве материала кодирующего, и молекула ДНК является довольно-таки стабильной, не приводящей к каким-то осложнениям, связанным с воспалительной реакцией, то мРНК сама по себе менее стабильная молекула. И будучи более нестабильной молекулой, она существенно в большей степени приводит к тому, что короткие фрагменты нарушенной длины запускают нежелательную воспалительную реакцию», — поясняет руководитель лаборатории Центра имени Гамалеи Владимир Гущин.
Доказательством тому и последняя сводка от министерства здравоохранения Мексики, где прививают сразу пятью вакцинами. Так вот в ней российский «Спутник V» оказался самым безопасным, а вакцина от Pfizer на первом месте по количеству побочных явлений. Впрочем, американской компании не привыкать к скандалам с препаратами своего производства.
Один из самых громких случился в 1996 году во время испытаний антибиотика Trovan в Нигерии. Причем испытывали его на детях. 11 подопытных погибли, десятки остались инвалидами. А в 2011 году в Японии запретили использование лекарства Pfizer от менингита после гибели четырех детей.
Неудивительно, что в случае с вакциной от коронавируса, американский фармгигант заранее запросил у властей США иммунитет от ответственности и получил его. Большая политика снова не осталась в стороне от больших денег.
«Что касается объемов этого рынка, который пока формируется только, то совершенно точно можно говорить, что этот рынок будет исчисляться десятками миллиардов долларов. Конечно, борьба за кусок пирога на этом рынке ведется очень серьезная», — отмечает политолог Сергей Беспалов.
Но вместо того, чтобы бороться за безопасность собственного препарата, Pfizer начал бороться с конкурентами. Первой под удар попала вакцина AstraZeneca, которая лидировала по количеству регистраций в мире. Ее побочные эффекты почему-то, в отличие от американской вакцины, не только не замалчивались, наоборот — раздувались. Следующим на очереди оказался «Спутник V».
Впрочем, пока нападки на нашу вакцину не слишком успешны. Она зарегистрирована уже в 65 странах и сегодня прививать «Спутником V» начали и в Индии.