В Московской консерватории стартовал финал третьего Международного конкурса молодых пианистов
15 виртуозов из разных стран. Возможность проявить себя и учиться у самых именитых мировых мастеров. Художественный руководитель конкурса Денис Мацуев не скрывает радости от этого грандиозного офлайн-события.
Вот такая атмосфера царит сегодня в Московской консерватории. Несмотря на то, что этот день внеконкурсный, от рояля не отходит никто. Это еще не сцена, только фойе. Но ведь слушатели уже здесь. А значит, самое время вспомнить, как это — дарить музыку.
«Эти горящие сердца, горящие глаза зрителей», — говорит участница из Грузии Анаит Стельмашова.
Для многих пианистов выступление в Москве — первое выступление за последний год.
«Я очень счастлив быть здесь, потому что в Германии невозможно играть концерты в это время: коронавирус», — сказал участник из Германии Андреас Салару.
Конкурс в Москве — это почти неделя классической музыки. И открылась она так: за дирижерским пультом — маэстро Сладковский, за роялем — пианист-виртуоз Денис Мацуев. Зал наполовину полон. И это, учитывая коронавирусные правила, аншлаг.
«Этот год мы присутствуем при трагедии нашего цеха. Знаменитые оркестры играют на улицах, развозят пиццу или работают таксистами. Это одни из самых знаменитых оркестров в Америке и Европе. Нету сцены, нету публики. У нас праздник, потому что мы, наверное, единственные в мире, кто проводит конкурс офлайн, с живой публикой в зале, с оркестром», — говорит народный артист России, художественный руководитель конкурса Денис Мацуев.
Король современного оркестра, как говорил о нем Ростропович, Родион Щедрин тоже в зале. Его давно считают классиком. Его музыку исполняют выдающиеся артисты во всем мире. Щедрин любит повторять: музыкальный гений — это ум и фурии. Но порой мало быть просто гением.
«Конкурс — это еще и везение. Талантливых людей много, но обязательно нужно эту птицу счастья и удачи схватить за крылья», — говорит народный артист СССР, композитор Родион Щедрин.
В этом году заявки на участие прислали пианисты из 30 стран. В Москве сейчас финалисты — 15 человек из России, Грузии, Южной Кореи, Израиля, Германии, Коста-Рики, Китая.
Это в конкурсном репертуаре у участников из Поднебесной Бах, Лист, Чайковский. Вне конкурса заводят «Катюшу». Жуй Мин, кстати, любит не только русские песни, но и русский язык.
«Я очень счастлив. Это первый раз, когда я играю с оркестром. И, конечно, чуть-чуть боюсь. Или волнуюсь? Оркестр-то такой большой», — говорит участник из Китая Жуй Мин.
Впереди у участников два тура: им предстоит выступить с оркестром и сольно. Несмотря на то, что все они сыграть могли бы и с закрытыми глазами, волнуются. Ведь не все выступление игра на клавишах — здесь, говорят, нужно быть еще актером.
«Как кланяться, как выйти на сцену. Мама мне говорит: подойди к роялю, немножко обопрись и поклонись не слишком сильно, не корпусом, а чуть шейкой, чтобы не слишком пафосно», — рассказывает участник из России Николай Бирюков.
«Есть очень сложный форшлаг. Только я не скажу, где он. А то члены жюри посмотрят и будут к нему особенно внимательно прислушиваться», — сказал участник из России Петр Акулов.
Прислушиваться придется еще как! Ведь все участники — виртуозы. И это тот случай, когда буквально все в их руках.