На Красной площади встретились летчики легендарных эскадрилий Второй мировой
На Красной площади сегодня состоялась встреча фронтовиков из России, Франции и США. Всем без малого сто лет. Вместе они почтили память боевых товарищей.
Роль полковника Синицына Николай Лебедев сыграл через 15 лет после войны. Войны, которая для него началась в 1941-м. Потом был немецкий плен, откуда он бежал четырежды, долгожданная Победа и возвращение к мирной жизни и профессии. И на съемках «Нормандии-Неман» он был единственным фронтовиком — тем, кто действительно способен оценить достоверность.
«Я смотрел на французских артистов не как на артистов, а как людей, которые воевали в "Нормандии — Неман". Какая-то связь была между играющими артистами и теми ребятами, которые воевали в "Нормандии — Неман"», — говорит ветеран Великой Отечественной войны, народный артист России Николай Лебедев.
Эта вроде бы неочевидная связь буквально бросалась в глаза, стоило взглянуть на ветеранов, пришедших сегодня на Красную площадь. Они никогда не видели друг друга, живут в разных городах и даже странах, но есть что-то сильнее языкового барьера, который, впрочем, не мешал и в Великую Отечественную. Французским и советским летчикам уж точно.
«Я летал на штурмовике, на Ил-2, и они нас прикрывали. И мы даже стояли под Кенигсбергом на одном аэродроме. Конечно, приятные были встречи, очень интересно было пообщаться с французами», — вспоминает Ветеран Великой Отечественной войны Николай Кульпов.
Николай Иванович Кульпов теперь вспоминает — и песни под гармошку тоже были. В общем, почти как в кино, только Татьяна не та. Но самая сокровенная мечта в те страшные годы, конечно, была одна на всех — победить. И они победили.
«У нас один боевой путь — от Смоленска до Прибалтики, до порта Либава. Один боевой путь. Мы летали колоннами. Бомбардировщики пикирующие, нас прикрывали наши, советские летчики на Як-1 и французский полк "Нормандия — Неман"», — рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Галина Брок-Бельцова,
Галина Павловна Брок-Бельцова говорит — ее пикирующий бомбардировщик Пе-2 французы называли не дамской машиной. Но считается ведь, и у войны не женское лицо. А тем, кто взглянул в него, уже никогда не забыть тот образ, что и спустя почти 80 лет стоит перед глазами.
«Когда рампы десантных лодок только открылись, мы попали под сплошной пулеметный огонь. Многие погибли буквально в первые секунды. Мы никогда не должны забывать тех мужчин, женщин, детей, кто заплатил высокую цену и принес в жертву жизнь ради своих стран», — сказал ветеран Второй мировой войны Чарльз Норман Шей.
Американец Чарльз Норман Шей участвовал в первой волне высадки союзников в Нормандии. Здесь, на Красной площади, он снова и снова призывает не забывать вместе с другими участниками самой страшной войны в истории человечества. Вот и ответ французского ветерана на возникающий все чаще вопрос «зачем?» короче автоматной очереди.
«Мы живем памятью», — говорит ветеран Второй мировой войны Роже Доре.
Тем, кто сегодня принес цветы в Александровский сад, на шестерых больше половины тысячелетия. Среди них и участник Сталинградской битвы Евгений Куропатков. Всем вместе им предстоит поездка в Волгоград. Там на Мамаевом кургане будет торжественное захоронение останков павших, тех, что находят до сих пор на месте поворотного сражения в истории Великой Отечественной.
Есть, разумеется, цена этой победы в страшном счете погибших, но есть и живые свидетели, которые еще могут рассказать, о чем думали в самые отчаянные минуты, какие ни в одном кино не передать.
«Нам нет земли за Волгой, и все, мы победим», — сказал ветеран Великой Отечественной войны Евгений Куропатков.