Легендарную триумфальную арку в сирийской Пальмире воссоздают лучшие российские специалисты
Лучшие компьютерные технологии для воссоздания архитектурного шедевра. В сирийской Пальмире началась работа по восстановлению той самой триумфальной арки, образ которой знаком каждому из нас еще со школьной скамьи. Миссию доверили российским специалистам. Сейчас они трудятся над 3D-моделью арки.
Узнаете картинку? Правильно. Обложка учебника Коровкина «История древнего мира». По нему, наверняка, учились вы, может быть, ваши дети или родители. Как бы то ни было, мы запомнили триумфальную арку в Пальмире именно такой. А вот такой ее сделали боевики.
Аккуратно смахивая пыль с каменных глыб, российские археологи готовят развалины центрального свода арки к лазерному сканированию. Исследовать придется каждый обломок, чтобы потом в деталях воссоздать изысканные барельефы.
– Это трехмерный сканер, фотограмметрический сканер. Он, по сути, фиксирует все изображения колонн, арок, любых архитектурных деталей. И потом собирает их в единую модель, – показывает Надежда Шкрибляк, археолог.
Съемки ведутся с земли и с воздуха. Главный разведчик – беспилотник, который привезли с собой мастера 3d-моделирования. Несколько тысяч снимков помогут нарисовать виртуальный портрет объекта с такой точностью, которой еще не было.
– Должна быть обеспечена геодезическая точность сантиметровая как на коптере, так и при выполнении наземной съемки, – говорит Евгений Семенов, директор Фонда развития геодезического образования и науки.
Арку Пальмиры, которую игиловцы к ужасу всего цивилизованного мира взорвали в 2015, будут восстанавливать именно наши специалисты. Так решила межправительственная российско-сирийская комиссия. До поездки в Пальмиру команда историков, археологов и реставраторов поработала с коллегами из музея Дамаска. Теперь на руках довоенные фотографии и результаты замеров.
– Триумфальная арка была разрушена людьми. Варварами, я бы так их назвал. Мы не должны им потакать. Наша задача – восстановить триумфальную арку, чтобы она сохранилась для потомков в том виде, в котором она была до захвата боевиками, – считает Дмитрий Медянцев, президент ассоциации предприятий каменной отрасли России.
3d-модель будет выглядеть примерно так, только с куда более четкой детализацией. Потом на основе графики начнется реставрация арки методом анастилоза. Он применялся, например, при восстановлении Акрополя в Афинах. Суть в том, чтобы вернуть на место максимум оригинальных деталей. Но это в идеале. Здесь не обойтись и без вставки новых блоков. Главный профессиональный принцип – не маскировать их под старину. Чтобы туристы понимали: это следы позднейшей реставрации. Изобретать велосипед реставраторам, скорее всего, не придется. Их предшественники прямо здесь показали пример, как все можно сделать. Эти блоки здесь установили уже в XX веке, если быть точным, в 1931 году, когда Сирия была под властью Франции.
Серьезный профессиональный вызов, азарт и большая ответственность – вот что значит для ученых эта работа. Разумеется, все действия согласуют с ЮНЕСКО, организация еще в 1980 признала античную Пальмиру объектом культурного наследия.
– Мы вместе с сирийцами разрабатываем проектные материалы и какие-то другие шаги. После этого сами сирийцы начинают согласовывать с ЮНЕСКО. Если этого будет получаться, будем преодолевать трудности по мере их возникновения, – рассказывает Сергей Титлинов, исполнительный директор Фонда восстановления Пальмиры.
Восстановить Триумфальную арку российские специалисты рассчитывают за три года. Если все получится, они возьмутся и за другие оскверненные шедевры Пальмиры, римский театр, храмы Баалшамина и Бэла.