В Волгограде начал разрушаться один из памятников Великой Отечественной — паровая мельница Гергардта
В Волгограде срочно надо спасать один из символов города — мельницу Гергардта. Оборонительный форпост Красной армии — одно из тех разрушенных во время Сталинградской битвы зданий, которые после Победы решили не восстанавливать, чтобы сохранить память о страшных днях войны. Почти 80 лет оно так и простояло без какой-либо реставрации. И вот — остатки стен начали падать уже под напором времени. Сохранить памятник еще можно, считают специалисты.
Сверху видно то, что не рассмотреть с земли. Огромные дыры там, где в 42-м на здание падали фашистские авиабомбы и груды бетонных обломков внутри. На днях к ним добавились еще и кирпичи упавшего под напором ветра фрагмента стены.
«Произошло осыпание 15 квадратных метров кирпичной кладки с южного фронтона. Верхняя часть частично утрачена этого треугольного фронтона», — рассказывает директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Дементьев.
Эта паровая мельница работала до середины сентября 42-го. Рабочие ушли только после того, как здание загорелось от очередного попадания фугаса. И оставаясь в эпицентре Сталинградского сражения, мельница на несколько месяцев стала наши наблюдательным пунктом и узлом обороны.
Рухнувшие под бомбежкой бетонные перекрытия, раскуроченные и обожженные боями оконные проемы. Эту мельницу Гергардта, которую часто путают с Домом Павлова, оставили такой, какой она была в феврале 43-го, чтобы помнить, во что война превратила целый город.
Долгие годы, по- видимому, никому не приходило в голову, что руины тоже нужно сохранять и реставрировать. Только в 70-е, когда вокруг мельницы начали строительство архитектурного комплекса музея-панорамы, основание пятиэтажного здания подлатали кирпичными вставками, а висящие балки просто привязали тросами к остаткам фасада. Эти крепления видны до сих пор и если отрываются, то уж вместе с частью стены.
«Здание необходимо разгрузить от тех завалов, которые сейчас внутри, это просто мусор. Но, тем не менее, нагрузку дает и на стены, и на несущие конструкции», — поясняет председатель совета волгоградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников.
Ни до открытия панорамы в 1982 году, ни после — ни о какой консервации руин речи не шло. Безденежье 90-х вообще лишило музей возможности делать даже элементарный текущий ремонт. Сотрудникам приходилось то спасать экспонаты и уникальное живописное полотно от льющейся сквозь прорехи в крыше дождевой воды, то срочно вывозить с эстакад выставку тяжелой военной техники. После того как в 2012 году отвалилась облицовочная плитка, выяснилось, что эта часть архитектурного комплекса была построена с грубыми нарушениями и в любой момент могла провалиться под ногами туристов.
Когда стали отваливаться куски бетона от скульптуры «Родина-мать зовет» (Мамаев курган тоже часть музея-заповедника), то приоритеты реставрационных работ выстроились сами собой. И только в последние 10 лет на это стали тратить сотни миллионов рублей.
Руины же мельницы все это время размывало дождями и выдувало ветром. Заржаветь успела даже табличка «Осторожно камнепад». После обрушения фронтона специалисты провели обследование, и сейчас разрабатывается проект противоаварийных работ. Затем предстоит придумать, как именно защитить памятник от дождя и снега.
«Мы не можем сделать какое-то несуразное сооружение сверху. Да, оно, конечно, решит проблемы, связанные с тем, что влага будет меньше попадать, здание будет меньше разрушаться. Но при этом появится огромная проблема с восприятием этого здания как лица города, обожженного войной», — отмечает директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Дементьев.
Еще в прошлом году был составлен и отправлен в правительство список объектов региона, которые нуждаются в реставрации в первую очередь. Кроме этих, известных на весь мир памятников, в список внесли еще два здания, которые так же, как и мельницу, после окончания Сталинградской битвы было решено сохранить, не восстанавливая. Это лаборатория завода «Красный Октябрь» и Дом директора завода «Баррикады». Оба здания во время сражения были превращены нашими бойцами в настоящие крепости, которые враг так и не сумел взять. Но без консервации эти руины уже почти исчерпали свой запас прочности и через пару лет могут рухнуть окончательно.
В отремонтированной части архитектурного комплекса музея-панорамы стелы блестят свежей краской, а по новой тротуарной плитке часто катается на роликах детвора. Но мельница и пешеходные эстакады еще ждут своего часа. Так же, как и старый охладитель, который здесь мечтают превратить в светомузыкальный фонтан.