На дне Байкала запущен крупнейший в Северном полушарии нейтринный телескоп
Важнейшее событие в российской науке. Запуск нейтринного телескопа на дне Байкала, крупнейшего в Северном полушарии. Как странно звучит? Телескоп на дне озера. Что оттуда можно увидеть? Нейтрино. Мельчайшие частицы во Вселенной. И сказать необычные – не сказать ничего. Их невероятно, неисчислимо много. И каждая несет массу информации о мироздании от начала времен. Бери да изучай. Но поди прежде его добудь, нейтрино. Просто след взять – уже победа. И тут в помощь нашим исследователям самое чистое и глубокое озеро планеты. Замысел глубокий, но, казалось бы, какое до него дело рядовому зрителю?
На эту встречу ведущие ученые страны съезжаются не на автомобилях, а на аэролодках. А чтобы прикоснуться к тайнам Вселенной, министр науки пилит толстый байкальский лед.
Для исследователей это не просто прорубь или майна, как здесь ее называют. А настоящее окно к неизвестным пока планетам и звездам. Многочисленные гирлянды таких вот капсул, спущенных в воды легендарного озера, не что иное, как самый мощный в Северном полушарии, суперсовременный нейтринный телескоп.
По сути, это не просто запуск очередной научной станции, а новый этап развития еще совсем молодой науки, нейтринной астрофизики. Триллионы нейтрино ежесекундно проходят через нашу планету как вода сквозь сито. Их не остановить, но вот отследить, как выяснили еще советские ученые, вполне возможно. Таким ситом для нейтрино является как раз вода.
– Любое глубоководное озеро или море является таким замечательным детектором. Достаточно вам свою экспериментальную установку будет установить на большой глубине, – поясняет Дмитрий Наумов, заместитель директора лаборатории ядерных проблем Объединенного института ядерных исследований.
Дело в том, что проходя через толщу воды, нейтрино излучают слабый сигнал. Чтобы зафиксировать его, нужно растянуть на глубине сеть из тысяч датчиков, упакованных в водонепроницаемые шары.
Байкальский нейтринный телескоп невозможно увидеть, ведь он целиком скрыт под водой. А вот представить масштаб конструкции проще простого. В ширину сеть датчиков примерно полкилометра, это как если положить на дно Байкала Останкинскую телебашню. А чтобы оценить высоту экспериментальной установки, нужно мысленно поставить друг на друга две таких.
По этому же принципу в Средиземном море была построена европейская нейтринная обсерватория «Антарес». А на американской антарктической станции, где датчики вморозили прямо в ледяной панцирь Южного полюса, запустили установку IceCube. Но Байкал в этом плане оказался еще более подходящим местом. Кристально прозрачная пресная вода и отсутствие водорослей делает эксперимент максимально чистым. А крепкий лед зимой позволяет легко монтировать установку. Немаловажно и наличие рядом в Иркутске крупной научной базы. Для региона это тоже огромный шаг вперед.
– Наука является одним из драйверов развития территорий. Что нужно сделать, чтобы молодежь оставалась в регионах. Необходимо развивать университеты, вот такие реализовывать крупные проекты. И тогда и выпускники школ и выпускники университетов, и студенты, которые участвуют, не чувствуют этих расстояний. Неважно, где ты живешь, если участвуешь в большом общем деле, – считает Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ.
Это может подтвердить Растислав Дворницкий, ученый из Словакии, за несколько лет работы на этом международном проекте он привык и к сибирским морозам, и к метелям, сбивающим с ног: «А в науке трудно сказать, кто, где, как находится. Практически мы все заботимся об одной и той же задаче».
В ближайшие годы, когда первые массивы космических данных будут обработаны, человечество не только узнает много нового о Вселенной, но и получит уникальные технологии, которые сегодня доступны только ученым.
– Это микроэлектроника, которая с фантастическими точностями может измерять энергию, скорость, расстояния, дистанции мерить. Я вас уверяю, что через 3-4 года все эти технологии перекочуют ну как минимум в ту электронику, которой мы с вами пользуемся. То есть, вот телефоны, ГЛОНАСС и GPS-навигаторы, высокоскоростной транспорт, все это оборудование требует сверхвысокочувствительной электроники, – считает Григорий Трубников, директор Объединенного института ядерных исследований.
А также эксперимент поможет нам еще ближе познакомиться с собственной планетой. Нейтрино могут предупредить о землетрясениях, рассказать о новых месторождениях полезных ископаемых и о проблемах с экологией. Параллельно с изучением космоса с помощью нейтринного телескопа будет беспрерывно вестись мониторинг состояния озера Байкал.