Памятник Аленушке, который наделал много шума, продали на аукционе
Памятник Аленушке в Нововоронеже, который вызвал неоднозначную реакцию в обществе, а некоторых даже напугал, и который по этим причинам и простоял в городе всего несколько дней, продан на аукционе. За скульптуру заплатили два миллиона шестьсот тысяч рублей при стартовой цене в миллион. Интересно, что подобных в «творений» на улицах российских городов становится все больше.
Зимние сумерки, скрипучий снег. Поднимаешь глаза и вдруг ловишь пристальный взгляд девушки, которой, как кажется, не слишком-то аккуратно пришили голову. А тут еще рядом с ней молодые люди с веревками. В Новосибирске эту малую архитектурную форму назвали «друзья-зомби атакуют». Но искусство многозначительно, и вот Владислав, например, разглядел в этом памятник бригаде дорожных рабочих.
В Пензе прохожих пугают кентавром с дыркой в груди, к которому скульптор приделал лошадиный круп с обратной (относительно обычного мифического кентавра) стороны.
В Железноводске пугают с лечебной, как уверяют, целью – гигантскую клизму установили перед санаторием как предупреждение о популярном здесь методе лечения.
«Чтобы этот сюжет не был устрашающим, я внесла немножко юмора. Здесь ангелочки, которых можно взять за ручку, погладить», — говорит скульптор Светлана Авакова.
На этом фоне судьба Аленки из Нововоронежа выглядела где-то даже трагично. Ее спилили с пьедестала на третий день после установки. Она лежала в ангаре, посещаемая только кузнецом Сергеем Казаку. Он, собственно, и доводил скульптуру «до ума», после того как общественность завернула первоначальный проект скульптора Шилина. Очарования в образе девушки в том проекте было недостаточно.
«Изначально проект был без лица, пальцы должны были быть квадратики. Прикинул – не смотрится это вообще. Грудь сделал, талию, чтобы очертания были похожие на женщину», – рассказывает кузнец Сергей Казаку.
Как бы смотрелась почти трехметровая Аленка без лица, представлять даже и не хочется. Ее и с лицом-то шокированные пользователи интернета определили как «страшный символ ковидного 2020 года», вопреки тому факту, что в руках у нее была не коса, а корзинка с земляникой.
Нововоронежу, решили городские власти, нужен символ, напоминающий об истории, и вспомнили местную легенду – мол, девушка Аленка 250 лет назад, собирая ягоды, обнаружила удачное место у ручья и позвала земляков сюда переселиться, те согласились. Потом село назвали Новая Аленовка, но сама девушка пожить в нем так толком и не успела – у ручья ее убил по неизвестным причинам разбойник Кудеяр.
В цеху художественной ковки возмущаются теми, кто, с учетом этой трагической развязки, недоволен выпученными глазами Аленки. Поскольку на памятник был выделен всего в один миллион рублей, выпученные глаза должны были быть у авторов, говорят они. Скульптуру, поразившую людей, живущих за тысячи километров от Нововоронежа, сделали из того, из чего здесь обычно делают оградки и решетки.
«Стальной прут "десятка", лист "двойка" — больше ничего здесь нет», — говорит Сергей Козаку.
Женский образ силен, уверяют, именно своей достоверностью.
«В XVIII веке не было ни косметических средств, ни салонов. Она вставала и начинала заниматься хозяйством. Это какие условия? Ветер, зима, холод. С каким лицом она еще должна быть? Была бита мужем, наверное», — говорит руководитель цеха художественной ковки Владимир Пилипенко.
Никто никогда при жизни не говорил в адрес основательницы Новой Аленовки таких слов, которые были сказаны во время открытия памятника благодарными земляками, которые всего-то спустя три дня потребовали его снести.
«Аленка для нашего города — это наш челлендж, наш стартап, наш бренд, хайп, пиар, оберег, визитная карточка города и, как говорят молодые, наш лук, то есть наш образ», — сказал местный житель Борис Смольянинов.
Профессиональные скульпторы отмечают сложившуюся уже тенденцию – представители местной власти заказывают им для украшения своих городов бог знает что.
«Я пытаюсь вразумить заказчиков, что этого делать не стоит, у вас будет хайп, и он будет нехорошим. Шрек и Фиона из бронзы в монументальной стилистике. На что мне сказали: хорошо, не надо Шрека и Фиону, сделай нам страшного жениха с невестой. Они хотят поставить это возле ЗАГСа, чтобы молодожены этого региона выглядели более эффектно на фоне страшной скульптуры», — сказал скульптор Евгений Тетерин.
По этой логике прохожего или туриста надо зацепить любой ценой. Оказывается, поездившие по миру россияне обожают делать селфи со скульптурами. И потом во дворах, на детских площадках появляются арт-объекты от активистов кустарных промыслов.
Знаменитый скульптор Александр Рукавишников, чьи работы выставляются в Третьяковке и в Русском музее, фиксирует — похоже, перелом в общественном мнении произошел. Сейчас и для россиян сделать селфи на лондонской лавочке, на фоне мозгов Оскара Уайльда, восстающих из гранитного гроба, считается модным. На место фразы «Красота — это страшная сила» пришла другая: «Крипота — это страшная сила» (от английского слова creepy – жуткий, ужасный, противный).
А ведь еще в начале 2000-х москвичи, живущие у Патриарших, испугались установки здесь скульптурной композиции, посвященной героям «Мастера и Маргариты», объясняя это борьбой с нечистью, аккумулированной в примусе, который починял Кот Бегемот.
«Врали, листовки выпускали, что примус будет 150 метров, сатана будет сидеть наверху. Такой маразм! Пострадали Россия и Булгаков, и я тоже вместе с ними. Там шедевр должен был быть, на мой взгляд, потому что там принципиально новая архитектура должна была быть, такая спонтанная», — сказал скульптор Александр Рукавишников.
Уже отлитые фигуры в итоге оказались разбросаны по всей Москве: Коровьев и кот Бегемот – у музея Булгакова, а машина с грачом-водителем и Мастер с Маргаритой в ней – у Садового кольца, обозначая, в том числе, парковку для автомобилей.
В качестве образца теперь царит то, что профессионалы сдержанно называют ар-брют — наивное искусство. И вот в Томске достопримечательностью стал памятник любовнику, спасающемуся от разъяренного мужа.
«А как вы себе представляете должен выглядеть любовник? Конечно, часы, трусы — самое необходимое», — говорит экскурсовод Анастасия Карожан.
А в Челябинске людей в парке радует «беременный космонавт», отдыхающий после возвращения с орбиты (просто так удачно скульптор разместил шлем), на которого с соседней лавочки с изумлением смотрят Белка и Стрелка.
Бывает приятно обнаружить привычное соответствие. Пять пальцев на руке скульптуры по нынешним временам уже неплохо. Запахло классицизмом.