В России поздравления принимают те, кто выбрал профессию и судьбу дипломата
12 тысяч сотрудников Министерства иностранных дел по всей планете, включая страны со сложной политической и военной обстановкой. Владимир Путин, поздравляя дипломатов и ветеранов службы, отметил их вклад в решение важнейших глобальных и региональных проблем.
Во многом благодаря действиям МИД удалось добиться стабилизации в ряде горячих точек. Президент высоко оценил и работу в пандемию, а именно то, как была организована помощь соотечественникам за рубежом.
Днем сегодня цветы к памятнику бывшему министру иностранных дел Евгению Примакову возложил нынешний глава ведомства Сергей Лавров.
На Смоленской площади минутой молчания почтили память коллег, погибших на посту. В ответ на то, что Россия сталкивается со все большим давлением Запада — дипломаты должны использовать все свои знания и опыт для продвижения внешнеполитического курса.
«Сегодня Россия — один из ключевых гарантов формирующегося более справедливого и демократичного многополярного мироустройства. Сейчас на повестке дня — дальнейшая работа над комплексным обустройством «евразийского дома», гармонизацией развивающихся на нашем континентальном пространстве интеграционных процессов. В фокусе самого пристального внимания остается упрочение общепризнанных международно-правовых основ межгосударственного общения, содействие политическому урегулированию кризисов и конфликтов, обеспечению стратегической стабильности», — сказал Сергей Лавров.
Представление о дипломатической службе, конечно, не может сводиться только к картинке из выпусков новостей. Это лишь видимая часть труда, требующего особых знаний, нервных затрат. Да порой и просто опасного для жизни.
Бронежилет и каска вроде бы не вяжутся с образом дипломата. Но когда в стране гражданская война, а взрывы в столице гремят каждый день, это хорошее дополнение к деловому костюму.
«Работаем в полувоенном режиме, выезд в город — это испытание, броня автомобиля выдержит мину не всякого калибра», — отмечает Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Исламской Республике Афганистан Дмитрий Жирнов.
И хорошо еще, если на прочность испытывать не приходится стены внутри самого посольства. Это давний стереотип, мол, жизнь дипломата сплошные приемы и светские беседы. Здесь, у ограды со следами осколков, он развеивается сам собой.
«Изначально дипломатическая профессия связана с риском, где бы это ни было. Где-то меньше, где-то больше, и, к сожалению, история знает немало этому примеров», — говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Сирийской Арабской Республике Александр Ефимов.
Примеров и имен действительно было много — от убитого в Тегеране Александра Грибоедова до застреленного фанатиком в Турции Андрея Карлова. Дипломат — это лицо государства, и в полной противоречий большой политике он всегда на переднем крае.
«Мы за прошедший год были подвергнуты разного рода обвинениям, причем в большом количестве. Здесь и обновленный список Магнитского, здесь и обвинения нас во вмешательстве в позапрошлогодние выборы в конце года», — рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Великобритании и Северной Ирландии Андрей Келин.
Краткое содержание отношений России и Запада. Последние годы здесь только слова можно переставлять. Разногласия, правда, бывают и между друзьями, и даже родными — взять хотя бы Москву и Минск, но это другой литературный жанр.
«Даже наши споры энергетические, нефтяные, кефирные, они эпизоды в той огромной истории, которую мы выстраиваем сегодня. В новейшей истории постсоветского периода Россия — Беларусь. И мы сколько бы раз не обращались к белорусским партнерам, к руководству республики, мы всегда видим заинтересованный отклик», — подчеркивает Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Республике Белоруссия Дмитрий Мезенцев.
Да и в других частях света ценят русскую классику. Все-таки дипломатия тоже своего рода искусство. Например, Индонезия. Крупнейшая в мире исламская страна.
«Это очень влиятельный игрок в мусульманском мире. И это страна, где хорошо знают Россию, где помнят о той помощи, которая была оказана нашей страной в деле национального строительства и становления», — говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Республике Индонезия Людмила Воробьева.
С Западом когда-то тоже было иначе. История в фотографиях — в бомбоубежище советского посольства Черчилль пережидает немецкий авианалет. А вот он же в мае 1945 года — приехал поздравить с общей победой.
Что изменилось со временем в дипломатии — ответ зависит от точки отсчета. Если заглянуть в историю, формально многое стало другим.
«Россия не сердится, Россия сосредотачивается». Мало кто знает, что эти знаменитые слова после поражения России в Крымской войне канцлер Горчаков написал на французском. В XIX веке это общепринятый язык дипломатического общения. На нем же позднее был составлен и еще один циркуляр, в котором Горчаков сообщал: Россия впредь отказывается соблюдать условия договора, ограничившего ее права на Черном море.
Сейчас депеши послам пишут на русском, но если вчитаться в тот документ — выходит, еще с позапрошлого века все осталось по-прежнему. Россию все так же винят во всех грехах, а данные ей обещания нарушают. Изменился разве что стиль общения, и не в лучшую сторону.
И на это российские дипломаты знают, как отвечать — подчеркнуто вежливо и при этом твердо. Ведь еще со времен Горчакова известно: в дипломатическом языке «убеждать» и «побеждать» близкие по смыслу слова.