Речь российского президента на Давосском форуме в заголовках мировой прессы
В мире продолжают обсуждать речь Владимира Путина, которую он произнес накануне во время онлайн-сессии Давосского экономического форума. Ведущие СМИ сегодня пишут о тех проблемах, которые поднял российский лидер. И касаются они, пожалуй, всех на нашей планете. Это и борьба с ковидом, и глобальные экономические трудности, ведущие к расслоению общества, из-за чего растут радикальные настроения и повсеместно поднимается уровень агрессии. И это уже не чья-то отдельная головная боль, а проблема, которую нужно решать сообща. Россия к этому готова.
Речь российского лидера можно изучать по заголовкам мировой прессы. В каждой стране акцент на чем-то своем. Для Китая принципиально важны слова о крахе попыток построить однополярный мир. Об этом пишет агентство «Синьхуа». Для Германии — о новом сближении с Европой. Это отмечает журнал «Шпигель». Для Запада в целом — об опасности катастрофы. Упоминание Путиным тридцатых годов прошлого века, что выносит в заголовок агентство «Блумберг», тут же будит воспоминания о Второй мировой.
«Конечно, сейчас такой глобальный горячий конфликт, надеюсь, в принципе невозможен, очень на это надеюсь, он означал бы конец цивилизации, но, повторю, ситуация может развиваться непредсказуемо и неуправляемо, если, конечно, для этого ничего не предпринимать, не предпринимать для того, чтобы этого не случилось. И, тем не менее, есть вероятность столкнуться с настоящим срывом в мировом развитии и чреватым борьбой всех против всех», — заявил Владимир Путин.
«Путин очень интересно сказал, он сказал, что ядерный конфликт невозможен, потому что он бы мог привести к глобальной катастрофе. Но он не сказал, что его не будет. Он сказал, что он очень надеется, что это не произойдет. Но для того чтобы это не произошло, нужно предпринимать большие усилия, причем не только со стороны России, но и со стороны других ведущих держав. Это говорит о крайней степени озабоченности тем, что сегодня происходит в мире», — отмечает отмечает политолог, президент Центра национальных интересов Дмитрий Саймс.
Всемирный экономический форум в подобных условиях — идеальная площадка для программного заявления. В 2007-м такой площадкой для Владимира Путина была Мюнхенская конференция по безопасности, на которой, реагируя в ответ на планы по развертыванию американских систем противоракетной обороны в Европе, обозначил Западу красные линии.
«Мюнхенскую речь Путина восприняли как жесткую установку. Сейчас Давосская речь имеет такие очень примиренческие тона. Первый раз Путин появляется за 12 лет на этом форуме и протягивает открытую руку, оливковую ветвь, предлагая сотрудничество, прежде всего европейцам, сотрудничество в целом и по вопросам медицинских и социальных проблем», — отмечает профессор политологии Университета штата Теннесси (США) Андрей Коробков.
«Время было выбрано безупречное. Новая администрация Байдена только приступила к работе. В отношениях с США необходим правильный старт. Продление Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений — это очень важный первый шаг. Путин говорит как государственник. Конечно, между Россией и США будут проблемы — мы мир видим по-разному, но это не значит, что мы не можем работать друг с другом по вопросам разоружения, космосу и проблемам, связанным с пандемией. Путин предостерег о кризисе поистине исторического масштаба», — считает профессор истории Американского университета в Вашингтоне Питер Кузник.
«Мы видим, что массовая вакцинация доступна сегодня, прежде всего, гражданам развитых стран, тогда как сотни миллионов людей на планете лишены даже надежды на подобную защиту. На практике такое неравенство может означать общую угрозу, потому что, и это всем хорошо известно, эпидемия будет затягиваться, будет сохраняться, ее неконтролируемые очаги, она не имеет границ, для инфекции и пандемии границ не существует», — заявил Владимир Путин.
«Место сборки может стать именно кооперация основных стран мира, которые разработали свои вакцины. Человечество у нас одно, поэтому, я думаю, политикам надо сегодня прекратить думать о вакцинации как о политическом действии, а начать думать об этом как о спасении всей человеческой цивилизации», — отмечает политолог Николай Злобин.
Речь о месте сборки уже постпандемийного мира. У многих проблемы. Экономически мощный Евросоюз в шаге от провала программы вакцинации — не хватает доз. И хотя в западной прессе о российском «Спутнике V», скорее, предпочтут вообще не написать, чем написать хорошее, от ерничания не осталось и следа.
«Начинают понимать, что это серьезно и это действительно показывает возможности России, что эти возможности нужно признавать и строить отношения с Россией с пониманием, что это не какая-то бензоколонка с атомным оружием, как говорил недавно сенатор Ромни, а одна из самых технологически развитых стран мира», — отмечает Дмитрий Саймс.
Стремительная цифровизация, подгоняемая пандемией, — это новые возможности, но и новые угрозы. Мировое сообщество только начинает осознавать, какая огромная власть оказалась в руках IT-корпораций.
«И это уже не просто какие-то экономические гиганты, по отдельным направлениям они де-факто конкурируют с государствами. Где грань между успешным глобальным бизнесом, востребованными услугами и сервисами, консолидацией больших данных и попытками грубо, по своему усмотрению управлять обществом, подменять легитимные демократические институты, по сути, узурпировать или ограничивать естественное право человека самому решать, как жить, что выбирать, какую позицию свободно высказывать? Мы все это видели только что в Штатах», — напомнил президент РФ.
«Путин годами предлагал США выработать правила в области кибербезопасности. США отказывались. Сейчас в США очень много дискуссий о том, что же делать с ведущими IT-компаниями. Консенсуса нет. Но все понимают — это проблема», — отметил профессор истории Американского университета в Вашингтоне Питер Кузник.
«Можно смотреть в будущее и предсказать, что следующее противостояние будет между этими концернами за контроль над человечеством», — сказал политолог Александр Рар.
Вирус приводит к глобальной перезагрузке. В условиях иллюзии однополярного мира новый баланс невозможен. Договариваться придется. При этом отношения с Европой для России крайне важны. Как-никак общая культура, одна цивилизация.
«Сегодняшняя ситуация является явно ненормальной, нам нужно возвращаться к позитивной повестке дня. Нужно подходить к диалогу друг с другом по-честному, нужно избавиться от фобий прошлого, избавиться от того, чтобы использовать во внутриполитических процессах все проблемы, которые нам достались из прошлых веков. А смотреть в будущее», — заявил Владимир Путин.
«Ситуация, в которой мы оказались, безумна. Нет смысла ссориться с Россией. Европа пыталась, но это не возымело успеха. Санкции не работают. Они не меняют ситуацию ни в случае с Украиной, ни в случае с Сирией. Так давайте отменим санкции», — говорит директор исследовательских программ Института демократии и сотрудничества в Париже Джон Локленд.
Российский президент вновь вспоминает концепцию единого пространства от Лиссабона до Владивостока, приводя в пример канцлера объединения Германии Гельмута Коля. Тот был убежден: Россия и Европа просто обязаны быть вместе. Но, как сказал Владимир Путин, «любовь должна быть взаимной» — это четкое послание европейским партнерам. Россия готова. Дело-то за вами.